Особенности формирования волевых качеств младших школьников в различных системах обучения

А. А. Благинин, Е. М. Свешникова

Концепция модернизации современного образования делает акцент на роль базового образования средней школы, которая должна ориентироваться не только на усвоение студентом определенной суммы знаний, но и на развитие его личности. Учащиеся, учителя и родители имеют право выбирать программы и учебники, образовательные технологии.

Образовательная система развивающего обучения Д. Б. Эльконина — в. в. Давыдова, основная цель которого-развитие школьника как тема в обучении, в значительной степени ответы на задачу создания благоприятных условий для проявления и развития интеллектуального потенциала студентов.

В последние несколько лет, и общим проблемам воли и волевой регуляции посвящено небольшое количество работ (Асмолов А. г., Быков А. в., Васильев А. Ю., Дружинин, В. Н. Иванников, В. А. Ильин, Е. П., Palnichenko Е. А., Е. А. Пуртова, А. И. Фролов, А. С. Шапкин, Шульга Т. И.). Наряду с этим, существует множество исследований, показывающих, что психологические особенности детей младшего школьного возраста формируются и развиваются в зависимости от условий, в частности, содержания и методов обучения.

Мы сделали специальное экспериментальное исследование, в котором приняли участие учащиеся 1-4 классов традиционной и развития Д. Б. Эльконина — в. в. Давыдова системы образования школы в городе Нижневартовск. Цель данного исследования учащихся начальной школы были разделены на две группы, в зависимости от применения (система Д. Б. Эльконина — в. в. Давыдова, традиционная система обучения).

Для классификации волевых качеств, выбора критериев значимости, это означает определенный вид деятельности, в нашем случае — учебной деятельности (на основе концепции П. Рудик и е. П. Щербакова). В самых общих чертах, уровень волевой саморегуляции » мы имеем в виду цель, чтобы освоить свое собственное поведение в различных ситуациях, способность сознательно контролировать свои действия, состояния и намерения. Подчеркнуть важность волевых качеств, ведущих, на наш взгляд, успешность учебной деятельности: выносливость, решительность, настойчивость.

Методы изучения волевых качеств младшего школьника встречал и задачам исследования, была разнообразной (наблюдения, эксперимент, анкетирование, тестирование, метод сечений, метод экспертных оценок, методы статистической обработки данных). Все используемые методы осуществляются независимо друг от друга, дали результаты, которые согласуются между собой, что также свидетельствует о правильности применяемых инструментов.

Первый этап эксперимента состоял из знакомства с детьми 1. класса, их диагностика волевых качеств. Это позволило уточнить степень их готовности к обучению, и это позволило оценить однородность группы на две системы образования: Министерство образования (РО) и традиционного (то). Это было сделано с помощью детского варианта индивидуально-типологического опросника — МОТД [8, с. 87]. Результаты в исследование были разделены на две группы: с высоким и низким уровнем развития волевых качеств. Уровень развития волевых качеств у детей 6-7 лет

Уровень развития волевых качеств%образовательных alucinaciones обучения уровень3635,7Низкий уровень6464,3

Полученные данные показывают, что высокий уровень развития волевых качеств есть только у трети детей, поступивших в первый класс, а также подтвердили мнение психологов, посвященные проблеме изучения волевой сферы, которая составляет 6-7 лет характеризуется отсутствием формирования волевой сферы (Крутецкий в. А., Обухова л. Ф., Рубцов в.).

Также, на основе полученных результатов мы можем сказать то, что недостаточное развитие волевых очевидно, как в классе РО (64%) и в классе (64.3%). Таким образом, уровень развития волевых качеств изучали примерно те же предметы до обучения в начальной школе.

На основании того, что характер формируется постепенно в процессе деятельности человека, в том числе в процессе образовательной деятельности, есть основания полагать, что образовательная деятельность и образовательный процесс, служит одним из факторов, определяющих формирование волевых качеств у студентов.

Степень полноты упорство были определены по методу и. Зверькова, А. В. и е. в. Эйдмана [4, с. 106]. Результаты опроса учащихся 1-4 классов показана на рис. 1.

Рис. 1. Динамика развития волевых качеств настойчивости среди учащихся 1-4 классов

Уровень увеличивает выносливость всех учащихся с 1 по 4 классы, вне зависимости от системы обучения. Высокий уровень стойкости происходит во время обучения на втором этапе, в дальнейшем протекает более гладко. Учащихся в традиционной системе, степень настойчивости во втором классе по сравнению с первым увеличился на 21,2%, в 3-4 классах 5-7% в конце начальной школы, когда 66,7 процента. Зарегистрировались в системе РО, на период обучения во втором классе рост составляет 20,2%, в дальнейшем развитии выносливости является более эффективным по отношению к системе, а во время финального экзамена в начальной школе, когда 85%.

Уровни формирования определения методика Б. Н. Смирнова [4, с. 76] показана на рис. 2.

Рис. 2. Динамика развития характера и решительность у учащихся 1-4 классов

Полученные данные подтверждают тот факт, что система образования оказывает значительное влияние на формирование решительной деятельности. В классе с остальными позитивную динамику развития исследуемых волевых качеств. Эффективное повышение уровня решимости, почти вдвое, по сравнению с результатами опроса в первый класс, наблюдается с учащимися других классов обеих систем. В классе есть регресс в течение 2-3 лет обучения. В целом, существенные различия в результатах в пользу образования, полученных во 2, 3 и 4 классов.

Результаты исследований экстрактов по методу Зверькова, А. В. и е. в. Эйдмана «исследование волевых качеств выдержки и упорства» [4, с. 106], показана на рис. 3.

волевым младшим школьником

Рис. 3. Динамика развития волевых качеств «старения» учащихся 1-4 классов

Формирование старение происходит на протяжении всего периода начальной школы. Дети приходят в школу с достаточно низким уровнем: 17-19%, дальнейшее формирование происходит в 3-4 классах, но статистически значимых различий между студентами в разных системах не наблюдается.

Данные, полученные по методике е. П. Ильина и П. А. Ковалева «агрессивное поведение» [4, с. 58], были рассчитаны Чи: не дают оснований говорить о статистически значимых различий между студентами и спокойствия для всех этапов обучения в начальной школе. Результаты, полученные в результате методы определения уровней воздействия, предполагая, что воздействие в меньшей степени формируется в учебной деятельности. Этот волевой которая во многом биологически детерминировано.

В результате изучения особенностей развития волевой сферы студентов в РО-систем и на разных этапах обучения в школе, было обнаружено, что развитие волевых качеств отмечается в школы по гребле на байдарках и в классе. Тем не менее, на основании полученных данных мы можем сказать, что студенты в тихом развития волевых качеств, выносливости, упорства и решимости является более интенсивным, и в 1 классе, уровень развития психических познавательных процессов примерно одинаковы.

Далее был проведен анализ успешности обучения и особенностей волевого развития на уроках. Мы рассмотрели отношения между успешными и неуспешными студентами в школе в мире. С этой целью мы изучили качество работы (обучение на «4» и «5», 1 и 2 уровни) учащихся в классах и тишины в начале и конце учебного года по трем основным предметам: математике, русскому языку и литературному чтению. На основе оценки учителя нами были проведены расчеты средних достижений по трем учебным предметам. Так, на первом этапе обучения в классе с «Серенити», по отношению к классу, то наблюдается меньшее количество неуспевающих учащихся и гораздо большее число успешных. В то же время во всех исследуемых классов увеличивается количество успешных студентов.

Как видно из табл. 2, в классах РО повышение качества успеваемости от 1. к 4. класс был 33%. А в классе — 25%. В конце первого года качество обучения в классе РО (55%), превышает качество класса (49%). Показатели качества образования как классы растут в мир и в классе. Повышение качества в системе. — РО гладкая, в системе произошли существенные изменения в конце начальной школы (74%). Стабильный, с 1-4 класс бонитета балл выше в классах с РО, и на этапе завершения начальной школе он составляет 88%.

Таблица 2

Качество достижений учащихся 1—4 classproperty premeditative alucinaciones alucinaciones человек%количество человек%1 класс275527492 класс246621543 класс267922604 класс22882474

Эти данные были основой для корреляционного анализа качества успеваемости учащихся и формирование волевых качеств (настойчивости и выносливости, решительности и настойчивости), которая была выполнена с помощью Спирмена с ранговой корреляции [1, с. 63].

Было установлено, что в классе РО удачных и неудачных студентов отличаются друг от друга по уровню развития отдельных качеств. Поэтому для успешного обучения в 1. учащиеся класса, вне зависимости от системы обучения должно иметь достаточную степень решительности и настойчивости. Во втором классе, можно проследить взаимосвязь между успехом в учебе и развития определения уровня. Для 3-4 классов, при этом особое значение приобретает формирование таких волевых качеств как настойчивость и целеустремленность.

В то же время, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что система обучения является, вероятно, существенным фактором, влияющим на формирование важных качеств. Вполне возможно, что эти условия могут быть вызваны строительство организация процесса и содержание программы.

Таблица 3

Результаты расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена качества, обучения и развития индивидуальных особенностей детей 6-11 лет

Период poe1 класс 2 класс3 класс4 classsystem обученияТОРОТОРОТОРОТОРОНастойчивость (Рху) -0,31 ± 0,080,28 ± 0,060,26 ± 0,040,31 ± 0,020,46 ± 0,01**0,51 ± 0,02**0,52 ± 0,01**0,53 ± 0,02**положение (Рху) 0,72 ± 0,04**0,51 ± 0,08**-0,45 ± 0,04*0,53 ± 0,07**0,52 ± 0,03**0,54 ± 0,05**0,31 ± 0,04*0,57 ± 0,07**отрывок (Рху) -0,46 ± 0,09*-0,37 ± 0,07*-0,21 ± 0,080,30 ± 0,040,25 ± 0,060,31 ± 0,030,21 ± 0,040,30 ± 0,02

Примечание:

Символы степеней достоверности: р<0,05 — *; р<0,01 — **.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в период обучения в начальных классах, организации исследований в области образования (Д. Б. Эльконина — в. в. Давыдова), является одним из факторов формирования и развития волевых качеств, и, следовательно, успешность учебной деятельности. Таким образом, система обучения может рассматриваться как один из факторов, который может повлиять на функции формирования волевых качеств личности.

С другой стороны, формирование волевых качеств сведения не могут быть единственным фактором, который влияет на успехи в обучении, есть и другие факторы, из-за особенностей физиологического и психологического развития.

На основе проведенного анализа литературы и собственных исследований с целью изучения особенностей развития волевой сферы студентов в РО-систем и на разных этапах обучения в школе, он был обнаружен ряд интересных явлений.

Формирование волевых качеств происходят не сразу, а постепенно формируется в процессе деятельности (в том числе школьных мероприятиях). 1 ранги темпов развития исследуемых качеств примерно одинаковы, это потому, что дети в классе отобранные по специальной методике, и с учетом желания родителей.

Развитие волевых качеств отмечаются в школе в гребле и в классе. Кроме того, система обучения (РО) это развитие проявляется более явно, а с другой мягче.

Для того, чтобы добиться успеха в 1. учащиеся класса, вне зависимости от системы обучения должно иметь достаточную степень решительности и настойчивости. Во втором классе, можно проследить взаимосвязь между успехом в учебе и развития определения уровня. Для 3-4 классов особое значение имеет формирование таких волевых качеств как настойчивость и целеустремленность.

Как видите, тема исследования весьма актуальна и актуальна, и требует дальнейшего изучения и рассмотрения с другим: в течение длительного лонгитюдного исследования, так и для студентов других учебных заведений.

Библиография

1.Благинин А. А. Математические методы в психологии и педагогике: Учебное пособие. вознаграждения. — СПб.: Врать им..С. Пушкин 2006,. — 84 с.

2.Божович л. И. этапы развития личности. — Москва, Воронеж, 1995.

.Давыдов в. в. проблемы развивающего обучения. — М., 1991.

.Ильин е. П. Психология воли. — СПб: Питер, 2002. — 288 С. — (мастера психологии).

.О типовом положении образовательного учреждения в России. — М., 2004.

.Психическое развитие младших школьников / Под ред. в. в. Давыдова, М., 1990.

.Психология личности. Теория и практика психодиагностики. — СПб.: Это 2005,. — 624 с.

.Собчик Л. Н. Диагностика. Методология и методы. — М., 1990.

.Эльконин Д. Б. психическое развитие в детских возрастах. — М., 1997.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.