Л. М. Бaрaнoвa
В нaстoящee врeмя, oкoлo 4,2% oт oбщeгo числa дeтeй, прoживaющиx в Рoстoвскoй oблaсти, oтнoсится к кaтeгoрии лиц с oгрaничeнными вoзмoжнoстями и нуждaются в спeциaльнoм oбрaзoвaнии. Цeлeнaпрaвлeннaя рaбoтa пo сoздaнию тaкиx услoвий в рeгиoнaльнoй систeмe прoфeссиoнaльнoгo oбрaзoвaния Рoстoвскoй oблaсти (дaлee-РСO) пoзвoлилo выявить и oбoснoвaть нaибoлee oбщиe xaрaктeристики рeгиoнaльнoй систeмы спeциaльнoгo oбрaзoвaния для oбeспeчeния дoступa к oбрaзoвaнию, прoживaющиx в рeгиoнe инвaлидoв [1; 2; 3; 4; 5].
Свoйствa РСO Рoстoвскoй oблaсти
В пoслeднee дeсятилeтиe РСO Рoстoвскoй oблaсти (дaлee-РСO Рo), кoтoрый, вo всex oблaстныx oбрaзoвaния в цeлoм, aктивизaции прoцeссoв вoсстaнoвлeния культурныx и истoричeскиx трaдиций рeгиoнa, культурa-этo нe кaзaки. Эти прoцeссы нaxoдят oтрaжeниe в сoдeржaнии спeциaльнoгo oбрaзoвaния, прeждe всeгo в ee рeгиoнaльный кoмпoнeнт. Пoчти вo всex спeциaльныx (кoррeкциoнныx) oбрaзoвaтeльныx учрeждeний, учeбныe плaны включeны дисциплины, кaк.экс. истoрия крaя, литeрaтурa Дoнa, Дoнa экoсистeм. Oргaнизoвaнa дeятeльнoсть кружкoв, студий пo изучeнию трaдициoннoй нaрoднoй музыки, чтoбы нe рaбoтaть. В прoцeссe трудoвoгo прoфильнoгo oбучeния вo мнoгиx спeциaльныx шкoлax, дeтям oвлaдeть нaвыкaми oднoгo из видoв нaрoдныx прoмыслoв: xудoжeствeннoй рoсписи, изгoтoвлeнию нaрoднoй игрушки, ручнaя вышивкa, вязaниe, мaкрaмe, лoзoплeтeниe и т. д.
В спeктaкляx, кoнкурсax, xудoжeствeннoй сaмoдeятeльнoсти дeтскиx кoллeктивoв, тaкиx кaк спeциaльныe шкoлы и ДOУ с цeлью кoмпeнсaции и смeшaнныe типы дoлжны быть прeдстaвлeны дoстижeния дeтeй в развитии народного творчества.
Профориентация и профессиональное обучение в специальных учебных заведениях в регионе и ориентирован на требования социального заказа, из-за особенностей регионального рынка труда, наличие специальных групп в учреждениях начального и среднего образования, местный бытовой уклад жизни (сельская местность, небольшой районный центр, крупный город).
Многопрофильная профессиональной подготовки студентов (в каждой школе есть 3-4 профили и многое другое), включение специальных школ на профильное обучение учащиеся программы развития дополнительного образования предоставляет целый спектр образовательных услуг. Опыт специальных школ в Ростовской области в этом направлении был представлен на республиканском семинаре «Новые подходы к профессиональному обучению детей в специальном коррекционном учреждении», который проходил в Ростове в 2004 году.
Развитие многоуровневой системы специального образования в Ростовской области, отражены в частности в воспитании детей с глубокими и множественными нарушениями. В 2002 году был утвержден «порядок приема детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». В настоящее время эта категория детей, обучающихся в специально организованных классах для детей с умеренной умственной отсталостью, и в общих классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в некоторых областях применения. С 2006 года организовал класса, работающих по программе «особый ребенок» в общеобразовательных школах (МОУ СОШ №1 г. Аксая).
Результаты ПМПК увеличивается количество детей со сложными нарушениями развития. Специальное образование детей со сложной структурой дефекта постепенно становится социально важным механизмом адаптации к условиям жизни в регионе. Но сегодня не очень конкретные организационные формы и содержание коррекционной работы с такими детьми. Таким образом, построение модели индивидуального образовательного маршрута для детей со сложной структурой ошибок является следующая задача преподавателей специальных учебных заведений.
Всех дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений в Ростовской области прошли аттестацию и аккредитацию (многие повторяются), что свидетельствует о нормативности специального образования в регионе.
Структурные условия РЮО Ростовской области
Центральный структурный компонент ОГА сеть специальных учебных заведений. В региональную сеть, представлены все восемь видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также возместить ДОУ и группы для всех категорий детей с отклонениями в развитии. Это дает вам возможность поговорить о самодостаточности, РСО Ростовской области.
Дошкольного образования
В дошкольные образовательные учреждения для того, чтобы компенсировать и комбинированной получают специальное образование 9 479 дошкольников. Среди них самую большую группу составляют дети с нарушением речи — 6 208 детей. Вторая по величине Категория-это дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата — 1697. В группах, реализующих программы для дошкольников с нарушениями зрения, принес 1 007 детей. Программа упражнений для детей с отклонениями в развитии 359 дошкольников и детей с нарушениями слуха — 208 детей.
Сеть учреждений дошкольного образования представлена Пупкин вида — в общей сложности 57 дошкольных учреждений; — ДОУ комбинированного типа, который включает в себя специальные группы, реализующие программы дошкольного специального образования для разных категорий детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья — всего 339 групп; группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии-всего 20; три специальный (коррекционный) детский дом.
С 2002 года в области предварительной компенсации и комбинированного видов активно развивается научно-методической деятельностью. Развитие этого направления было связано с увеличением количества детей с различными трудностями, а также с развитием интегрированного обучения детей, нуждающихся в специальном образовании. Таким образом, условия способствовали ДОУ с необходимым опытом конкретной группы детей, подходящие программного и методического обеспечения и квалифицированных специалистов, дефектологи, стать неким методических центров в районе. Эти учреждения собираются различные органы для выполнения функций специального образования в отношении студентов, но которые не располагают необходимыми кадровыми, материально-техническими, программно-методического обеспечения. Организационные формы реализации методологической функции в области с каждым годом становится все более разнообразным: помимо традиционных МО (специализированных и комплексных специалистов в различных областях), получил консультативной и методической секции, места стажировки, мастер-классы, методические семинары. Таким образом начали формировать полицентрическую структуру региональной системы специального образования в ее дошкольном уровне. Помимо методологических функций, направленных на подтягивание отстающих образовательных учреждений до уровня современных требований к качеству дошкольного специального образования, активное развитие инновационной деятельности в регионе, что привело к большей специализации отдельных институтов. В некоторых ДОУ проявляется в организации раннего вмешательства для детей с отклонениями в развитии (ДОУ г. № 293 г. Ростова-на-Дону, № 66 от Таганрога), в других, в появлению групп для детей со сложной структурой дефекта (ДОУ под № 92, Ростов-на-Дону, специальный детский дом № 4), в третьем — создать единый, коррекционно-развивающего пространства для детей с различными формами нарушений в учреждении с диверсифицированной компенсировать групп (ДОУ под № 316, г. Ростов-на-Дону), в четвертом опыте интегрированного обучения в логопедических группах детей с РДА (ДОУ № 175 о, Ростов-на-Дону), пятое место в индивидуализации коррекционно-развивающего и лечебно-профилактической помощи детям на основе четырех-PMP-поддержка, в том числе реализации переменной (шесть вариантов) программы оздоровления (ДОУ № 57 от, Ростов-на-Дону) и др.
Общее образование
В специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ростовской области 4 обучалось 898 учащихся. Из них около
1500 детей — дети-инвалиды. Программы для образовательных учреждений 1^111 видов в специальных классах в обычных школах области обучаются 3 387 человек. Обучаются по программе с в VIII вида специальные (коррекционные) детские дома школы 77 человек. В форме надомного обучения в специальных (коррекционных) и общеобразовательных школах и в специальных школах: домашнее образование — получение образования
2500 студентов-инвалидов. Наконец, 2 438 человек ведется на комплексной основе по индивидуальным программам, специальных коррекционных учреждений типов общеобразовательных классов в общеобразовательных школах.
Почти во всех специальных (коррекционных) школ создаются классы для детей с множественными нарушениями установленного. Три специальных (коррекционных) школах VIII вида классы для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В других школах VIII вида названной категории детей обучаются в форме внутренней интеграции.
Специальных (коррекционных) образовательных учреждений в районе 30, специальные классы в обычных школах, 215. Из них: I и II формы — 5 классов; VII вида — класс 194; в VIII — 16 классов.
В районе есть три школы: домашнее образование (Таганрог — модель реализуется городская школа-дом-ориентированного обучения; г. Сальск — внедрена модель школы-домашнее образование в образовательном учреждении начальная школа-детский сад; г. Шахты — внедрение модели школы-домой-образование в специальной школе VIII).
Помимо этих организационных форм специального (коррекционного) образования в Ростовской области, нужно звонить в компаниях, которые не включены непосредственно в сеть специальных коррекционных организаций образования, но реализовать корректирующую функцию по отношению к своим студентам. Это один из специальной общеобразовательной школы закрытого типа — это доведенная до 101 человек, и пять санаторные школы-интернаты.
Как видно из приведенных данных, количество детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждений почти в два раза меньше, чем количество детей-инвалидов, получающих обучение в специальных классах общеобразовательных школ, а также по отношению к дому или интегрированного обучения. Поэтому на этапе основного общего образования, данная ситуация привела к развитию на основе индивидуальных образовательных учреждениях, методические сосредоточиться на обучении детей в особую категорию. Школы-ресурсные центры — организация работы с региональными профиль обучения профессиональных союзах, выступать в качестве первичной экспертизы научно-исследовательской деятельности педагогов и коллективов учреждений, участвующих в процессе переподготовки и повышения квалификации учителей, работающих с соответствующими категориями детей, а также обобщение инновационного опыта и его распространение и публикацию. В соответствии с приказом Министра обороны, и мир для каждой специальной (коррекционной) школы-исправлен ряд территорий по организации методической поддержки образовательных учреждений, учащихся с ограниченными возможностями. Таким образом, на этапе общего образования является формирование полицентрической организации РСО Ростовской области. Это было одной из причин резкого увеличения в последние годы числа детей, которые интегрированы в Общие занятия по специальным программам (коррекционных).
К сожалению, качество специального образования в контексте интегрированного обучения не может конкурировать с качеством, которое осуществляется в специальных учебных заведениях. Это происходит из-за отсутствия методической подготовки учителей массовых школ в области специального образования. Они изменили отношение к интегрированному образованию, в большинстве случаев, не подкрепленный соответствующими знаниями и профессиональными навыками для учителей.
Кроме того, достаточно развитым организационным вопросам интегрированного обучения, например, относящиеся к организации профессиональной подготовки учащихся с отклонениями в развитии во многих школах (особенно в сельской местности). Это требует дальнейшего совершенствования кадрового обеспечения системы специального образования (в частности, подготовка педагогов интегрированного образования), улучшение отношений между учреждениями специального и общего образования, стимулирование инновационных процессов, научных и учебных заведений в поиске, и разработать наиболее эффективные организационные решения в отношении интегрированного обучения детей.
Образование
Сеть учреждений, осуществляющих профессиональное обучение и профессиональную подготовку детей-инвалидов в РСО Ро направил организационных форм.
Классы специального образования типы учреждений есть семь специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Работа этих классов: 1) На основании лицензий начального профессионального образования; 2) на основании договора с ПТУ; 3) в соответствии с учебной программой 10-11 классов. В этих учреждениях для реализации программ строительства, профили обуви, фотографии и автоделу, ряд сельскохозяйственных специальностей, bazalnocletocnaya бизнес, художественная обработка продуктов, приготовление пищи, садоводство, содержание занятий.
Классы начального профессионального образования был создан и будет работать во всех образовательных учреждениях VIII вида. Обучение в этих классах включают в программу, строительстве, обуви и одежды профили ряда сельскохозяйственных специальностей, цветоводство, обслуживающего труда. Эти институты созданы надлежащие материально-технические условия для реализации программ начального профессионального образования соответствующего профиля. специального детского сада образование профессиональное
Профессионального образования Профессиональное училище (ПТУ), которые на основании договоров осуществляет профессиональную подготовку выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в виде специальных групп или интегрированных. Такие ПТУ в пять области: № 41 г. Батайск, № 48 г. Донецк, № 11 Ростов-на-Дону, № 30 от Таганрог г. № 58 в городе Новошахтинск. В ряде специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых филиалов ПТУ, который предлагает профессиональное обучение для выпускников весь этот период в школе-интернате. Первое профессиональное образование для детей с ограниченными возможностями получат в виде учебных групп в территориальных центрах занятости.
Учреждения среднего образования. В районе есть вся специализированного учреждения средне — го образования, обучение инвалидов — Новочеркасск специализированного училища-интерната для детей-инвалидов, реализации программ, которые имеют отношение к моделированию и технологии одежды, информационных технологий; создание, обучение людей с ограниченными возможностями в специальной группе, не просветительное училище, а с начала учебного года 2001/02, программа среднего образования по специальности 050718-специальное образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждений является подготовка выпускников специальных (коррекционных) учебные заведения I и II типов, а также техникумов и колледжей, выпускники специальных коррекционных учреждений прошли обучение в «общем потоке».
Учреждение высшего профессионального образования, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов в «общем потоке», а также в рамках специальных групп интегрированного обучения. Одна такая группа была создана при кафедре педагогики и психологии ПИ ЮФУ для студентов с нарушениями слуха, выпускники специального подразделения Донского педагогического колледжа. Студентов с потерей слуха обучение по программе высшего образования по специальности 540601 управления дошкольного образования. Проведены практические занятия по отдельности в специальную группу, где они изучают, лекции — в «общем потоке» с помощью переводчика.
Сеть учреждений и служб
Этот компонент системы специального образования в Ростовской области представлен сетью государственных учреждений и служб разных ведомств, принадлежащих, занимается консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями. Помимо государственных учреждений и служб, сети учреждений и услуг негосударственными субъектами.
В системе образования данный компонент представляет собой психолого — медико-педагогических комиссий (ПМПК), психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого — медико-педагогического совета образовательного учреждения, логопедических пунктов в общеобразовательных учреждениях и дошкольных образовательных учреждениях, психологических служб образовательных учреждений, консультативно-диагностических пунктов при ДОУ и компенсирует комбинированного видов и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, отделов (центров) ранней диагностики и ранней психолого-педагогической помощи детям.
В последние несколько лет в регионе значительно расширил сеть психолого-медико-педагогических комиссий. За период с 2000 по 2009 года рост числа (в 2000 г. — 24, 2009 — 33). Вместе с ростом сети является изменение статуса комиссии. Времени, сгруппировать их в полный рабочий день, постоянный, который обеспечивает высокую степень диагностической работы, а также позволяет выявить и затем отслеживать образовательный маршрут для ребенка.
Широкое распространение в регионе получили образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). В поле 16. Деятельность этих учебных заведений, которые направлены, чтобы помочь детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, осуществления индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям, профилактики школьной и социальной дезадаптации среди студентов студентов. Организация и учебно-методическое подразделение в системе центров областного центра диагностики и консультирования.
В системе здравоохранения и консультативно-диагностической и коррекционно-услуги-разработка логопедическая помощь 65 пунктов для детских больниц в 13 городах и пяти сельских районах; в surdologichesky отделения в Центральной городской больнице г. Ростова-на-Дону и в областной клинической больнице, центре реабилитации для детей с заболевания ЦНС, умственная отсталость, нарушения слуха и речи и для детей с органическим поражением центральной нервной системы и потерей слуха на базе областной детской больницы; логопедическая служба в областной клинической больницы и онкологического Института, кафедры в клинической больнице; в городском диагностическом центре, и два частных диагностических и лечебных центров (Ростов-на-Дону); шесть детских домов, где дети с патологией развития от рождения до двух лет; в больницы, областной детской психиатрической больницы, а также помочь в изучении характера и степени нарушений здоровья и развития для установления инвалидности и дальнейшей разработки индивидуальной программы реабилитации, включая рекомендации по обучению и воспитанию, который осуществляется государственной службой медико-социальной экспертизы.
В системе социальной защиты и помощи детям-инвалидам в специальных психоневрологических интернатах.
В Министерстве внутренних дел в центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (TWINP) необходимую помощь оказывают педагоги, психологи и логопеды. Методическая помощь специалистам zwina с предоставленной специалистами областного центра диагностики и консультирования.
Частный сектор сети соответствующих учреждений и служб включают в себя: реабилитационный центр «Огонек» (индивидуальная) для оказания психолого-педагогической помощи для детей с глубокими и множественными нарушениями, с нарушением общения (РДА), два частных лечебно-диагностический центр в Ростове-на — Дону, Ростовского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов, которая является добровольной организацией ВОС и ст; общественное объединение родителей с детьми-инвалидами. Общественные организации тесно сотрудничать со специальным структуры образовательных учреждений в решении проблем, связанных с организацией движения и оказания культурно-массовых мероприятий: специальная Олимпиада для детей с нарушениями в развитии игры «Веселые старты», соревнования по различным видам спорта, областных фестивалях художественного творчества детей с ограниченными возможностями и других особых случаев.
Компаний, входящих в сеть крупных и связанных с ними учреждений в Ростове-РСО для участия в осуществлении функций специального образования, соединяются вместе, образуя комплексы. В системе специального образования в Ростовской области, разработал следующие учебные центры:
сеть Ассоциации городских общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов с научно-образовательным центром Южного федерального университета «диагностика. Развития. Коррекция (ДОУ г. № 181, 175, 66, МОУ СОШ № 67);
Ассоциации для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного типов с соответствующими учреждениями и службами, а также служб ранней психолого-педагогической помощи (ДОУ за № 293, г. Ростов-на-Дону, дома № 66, г. Таганрог); ДОУ и ПМПК (Ф.экс., ДОУ г. № 181 и № 189, Ростов-на — Дону);
Объединение дошкольных образовательных учреждений ком — отечественный спутник и помощник, а в сочетании со специальным общеобразовательных учреждениях и образовательных комплексов школа-детский сад компенсирующего типа (например, ОУ № 2, в Ростове-на-Дону, Сальск); Ассоциация специальных школ с дошкольными учреждениями, чтобы компенсировать и комбинированного типов в рамках школьного округа (например, Приморский коррекционно-развивающей школьным округом Советского Союза уголок), дошкольные группы в структуре специальных (коррекционных) образовательных учреждений (Ф.экс. специальная школа-интернат
Широкий и № 48, Ростов-на-Дону);
Ассоциация специальных (коррекционных) школ southst — соответствующими учреждениями (учреждения дополнительного образования, ППМС-центры, ПМПК, ДЮСШ), которые встречаются практически во всех специальных школ в Ростовской области;
Ассоциация специальной (коррекционной) школы на профессиональное образование и обучение (например, объединение ДПК и ПИ ЮФУ с региональным центром по обучению глухих или специальной школы-интерната VIII вида г. Novosec — близость и профессионального училища № 45);
Ассоциация школ надомного обучения в общеобразовательных и специализированных школ (школ надомного обучения, Таганрог средняя школа № 18, Ростов-на — Дону);
Ассоциация специальных учебных заведений с общеобразовательными школами по реализации интегрированного обучения детей-инвалидов (Ф.экс., специальная коррекционная школа VII вида Советского Союза и Советского Союза Kagalnitskii школьный округ, структуры как классы функция выравнивания).
Последняя модель предприятия начали развиваться в региональной системе специального образования в последние годы. Это связано с тем, что все большее число родителей, имеющих детей с нарушениями в психическом и физическом развитии, в соответствии с предоставленными им Федеральным законом «Об образовании» право определять форму ребенку условий для воспитания и обучения учреждение желает быть в непосредственной близости от ребенка, чтобы помочь ему в школе, социализации и формирования личности. Поэтому, наряду с традиционными подготовку в специальных школах-интернатах открываются в обычных общеобразовательных школах, специальных (коррекционных) классов (групп) для детей с ограниченными возможностями. Школу, чтобы получить лицензию на этот вид деятельности, создать условия для коррекции и развития детей с ограниченными возможностями.
Значительная роль в качественном развитии сети относится к специальным (коррекционных) образовательных учреждений. На основании договора с образовательными учреждениями, оказывается методическая помощь по вопросу о характере и организации специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями, помощь в программно-методическом обеспечении. Большое внимание этой проблеме уделялось в почти всех группах специальных школ. Сегодня разработана схема взаимодействия специального и массового образования.
Следовательно, в региональной системе специального образования в Ростовской области есть несколько предприятий учреждений, включенных в основной, безопасности и управленческом уровнях их организации.
Взаимодействие с РСА-в Ростовской области с волонтерами и общественными организациями, а также с учреждениями общего образования в регионе показывает, открытости в региональной системе специального образования.
Библиография
1.Баранова, л. М. Региональная система специального образования: проектирования и организация: монография. — Ростов н/Д: Ростовский государственный университет, 2006. — 228 с.
2.Кобрина л. М. интегрированное обучение в общеобразовательной школе: монография. Л. М. Кобрина, И. М. Медведева. — СПб.: Наука-Питер 2007,. — 256 с.
3.Кобрина, л. М., О. А. Денисова и др. система регионального специального образования: монография. Л. М. Кобрина, — Вологда 2008,. — 224 с.
4.Малофеев Н. Н. перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // материалы Междунар. конф. научно.-удобно. Конф. «Актуальные проблемы интегрированного обучения». — М.: Права Человека, 2001. — ПП. 30-47.
5.Шипицына л. М. Современные тенденции развития специального образования в России // материалы Междунар. научно.-удобно. Конф. «Актуальные проблемы интегрированного обучения». — М.: Права Человека, 2001. — С. 56-61.