инклюзивное образование профессиональная подготовка

O. В. Р.

Идeя сoциaльнoй интeгрaции кaк пути к пoстрoeнию спрaвeдливoгo и дeмoкрaтичeскoгo oбщeствa, привлeк бoльший интeрeс и внимaниe сo стoрoны исслeдoвaтeлeй и прaктикoв. Крeпoсть являeтся инклюзивнoe oбщeствo, инклюзивнoe oбрaзoвaниe.

Включитeльнo (в тoм числe) oбрaзoвaниe — тeрмин, испoльзуeмый для oписaния прoцeссa oбучeния дeтeй с oсoбыми пoтрeбнoстями в oбщeoбрaзoвaтeльнoй шкoлe. Иннoвaция, кoтoрaя дeлaeт тoлькo пeрвыe шaги в Рeспубликe Бeлaрусь. Инклюзивнoe oбрaзoвaниe чaстo свoдится к oбрaзoвaтeльнoй интeгрaции дeтeй с oсoбeннoстями псиxoфизичeскoгo рaзвития (OПФР). Пo сути, кoнцeпция инклюзивнoгo oбрaзoвaния гораздо шире. Цель инклюзивного образования заключается в ликвидации социальной изоляции в результате негативного отношения к разнообразию с точки зрения расы, социального статуса, этнического происхождения, религии, пола и способностей. Основан на том, что образование является одним из конституционных прав человека и основой справедливого общества, инклюзивное образование можно рассматривать как признание различий, ценность всех детей и их способности к обучению. Включение в образование означает, что система образования подстраивается под ребенка, а не ребенок системы[1. с. 71].

Инклюзивное образование представляет много сложных вопросов и новых задач. Для его развития важно не только правовые и финансовые механизмы необходимых изменений в образовательной системе, стоимость интерес, понимание роли учителя, меняя его характеристики. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро стоит проблема с нехваткой учителей в массовой школы (профессиональной, психологической и методической) для работы с детей с особыми потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных знаний для учителя к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.

Проблема формирования профессиональной готовности педагогов к инклюзивному образованию детей изучена недостаточно, и поэтому, учитывая важность и сложность, требует глубокого научного исследования, как уже упоминалось в работах многих исследователей (С. в. Алехина, е. Н. Кутепова, Н. Я. Семаго и др.). Для измерения характеристик компонентов готовности к педагогической деятельности, в связи с включением должна быть, прежде всего, оценить различные подходы к толкованию понятия «готовность» в педагогической науке.

Изучение проблемы готовности к деятельности началась в 50-е годы XX века в связи с необходимостью профессионального обучения людей с различными видами работ. В психологии труда, спорта, социальной, инженерной, воспитательной, военной психологии содержит материалы, характеризующие готовность человека к выполнению определенной деятельности. Ученые в понимание готовности к деятельности определяется через понятие «бдительность» (в. Н. Пушкин, л. с. Нерсесян), «мобилизационная готовность» (Ф. генов), «готовность» (М. И. Дьяченко), «предстартовое состояние» (А. Ц. Пуни), «эффективность».Д. Левитов). [2. с. 60].

В описании содержания понятия «готовности к деятельности» два основных подхода: функциональный и личностный. Сторонники личностного подхода (А. Ц. Пуни, Б. г. Ананьев, л. И. Божович, л. с. Выготского, М. И. Дьяченко, л. А. Кандыбович, р. И. Пеньков, в. А. Сластенин и др.), под готовностью понимать проявления индивидуальных особенностей человека, что обеспечивает эффективность и высокую результативность профессиональной деятельности. Сторонники функционального подхода являются: в. А. Alatortsev, л. с. Нерсесян, в. Н. Пушкин, Д. Н. Узнадзе, в. Н. Мясищев, Н.Д. Левитов, Е. П. Ильин. Сущность функционального подхода выражается в предположении, что готовность-это явное психическое состояние личности.

Исследователи А. А. Деркач, е. в. Селезнева, О. в. Михайлов подчеркнул, личностно-деятельностный подход в изучении готовности в пределах только функциональным или только индивидуальный подход не может полностью раскрыть суть термина. Готовности, как отмечают исследователи, не может быть уменьшен в «настроении» за деятельность или совокупность профессиональных навыков, или психическое состояние [2. с. 60].

Наличие учителя-это сложная структура, которая состоит из множества компонентов. Профессия учителя многогранна, состоящей из организационного, художественного и методического мастерства. Учитель должен обладать такими качествами как гражданственность, любовь к детям, оптимизм, справедливость, общительность, ободрение к себе и к детям, альтруизм, сила воли, толерантность, педагогическая наблюдательность, эмпатия, интеллигентность, современность, креативность и т. д. Также учитель должен обладать знаниями о предмета преподавания, широкий спектр знаний по смежным предметам, к педагогической профессии важно умение донести знания и получить результат.

Современное образование для определения готовности учителей вводит понятие профессиональной компетентности (А. К. Маркова, в. И. Кашницкий, л. А. Петровская, в. А. Сластенин и др.), которое выражает единство теоретической и практической подготовки педагогов к осуществлению деятельности и характеризует их профессионализм [3. с. 35].

И. Н. Khafizullin известно о готовности будущих учителей к работе в связи с включением в рамках своей профессиональной компетенции, в том числе наращивание готовности мотивационный, когнитивный, рефлексивный и операциональный компоненты. Автором разработана модель формирования инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки, которая в зависимости от контекста исследования и включает последовательность взаимообусловленных этапов: информационно-указание на деятельность квазипрофессиональная и [4. с. 7].

Готовность учителей к работе по отношению к инклюзивному обучению сет С. в. Алехина, М. А. Алексеева, е. л. Агафонова посредством два ключевых показателя: профессиональная готовность и психологическая готовность. По мнению исследователей, структура профессиональной готовности следующим образом: информационная готовность; владение образовательными технологиями, знание основ психологии и специального образования, знание индивидуальных отличий детей; готовность педагогов к созданию модели урока и использовать вариативность в процессе обучения, знания об индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развития; Готовность к профессиональному взаимодействию и обучению. Структура психологической готовности включает следующие компоненты: эмоциональное принятие детей с различными видами нарушений (принятие-отторжение); готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция); удовлетворенность собственной деятельностью [5. с. 89].

Хитрук, Владимир ввел понятие «инклюзивное готовности к чрезвычайным ситуациям» (терпимое отношение), которое определяется как «комплексное субъективное качество личности содержательно раскрывающийся через комплекс компетенций и определить возможности для эффективной профессиональной и педагогической деятельности в современных условиях». Структура инклюзивной готовности включает в себя когнитивный, эмоциональный, мотивационный и когнитивный, коммуникативный и рефлексивный компоненты рассматривать в двух аспектах — психологическом и воспитательном процессе 6. с. 83].

Анализ структуры понятия «Готовность к педагогической деятельности» показал, что исследователи включают в его состав целый ряд компонентов, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, часто наполняя их схожим содержанием: мотивация, обусловливающих положительное отношение к деятельности и ее успешность, необходимый объем специальных и психолого-педагогических знаний, а также определенного уровня учебных умений и комплекса профессионально важных качеств личности. Включено содействие работникам образовательных учреждений включает в себя компоненты из-за их работы, которая предполагает создание условий для обеспечения населения и равного доступа к образованию для всех детей (особенно с ОПФР).

Несомненно, исследования в этой области будут продолжены по мере готовности к педагогической деятельности по отношению к инклюзивному образованию позволяет эксперту быстро адаптироваться к профессиональной среде и в дальнейшем способствует более успешной профессиональной реализации и профессионального развития. Знание компонентов готовности способствует осуществлению диагностических исследований для оценки способности педагогов к решению проблем инклюзивного образования, что подчеркивает проблемы, с которыми сталкиваются все участники образовательного процесса и условий формирования профессиональных качеств данных.

СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.На загуменнов Ю. л. развитие инклюзивного образования: сущность, проблемы, перспективы // в сфере образования и воспитания»: влияние-teoretyczny stomacache я informacyjne-metodyczny парни. — 2009. — Дело № 2. — С. 71-77.

2.Кучерявенко И. А. проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // молодые ученые. — 2011. — №12 от. Вып. 2. — С. 60-62.

.Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя: — М.: Просвещение, 1993. — 193 с.

.Khafizullin И. Н. формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. Бакалавр.. пед. Наук. — Астраханской 2008,. — 22 с.

.Алехина С. в., Алексеева м. н., Агафонова е. л. Готовность педагогов как важный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // психологическая наука и образование. — 2011. — Постановление № 1. — с. 83-91.

.Хитрук включительно готовности к чрезвычайным ситуациям Владимир как Арена для формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровне-анализ // Вестник Брянского государственного университета. — 2012. Порядка 1-1. — С. 80 — 84.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.