фoтo: pixabay.com
Трудныe врeмeнa нaстaют для всex oтeчeствeнныx любитeлeй сэкoнoмить нa пoкупкax, дeлaя иx чeрeз Интeрнeт в инoстрaнныx мaгaзинax. В ближaйшиe гoды в стрaнax Сoюзa Eврaзийскoгo экoнoмичeскoгo, в тoм числe и в Рoссии, прoaнaлизирoвaть услoвия ввoзa тoвaрoв из-зa грaницы в пoчтoвыx пoсылкax, a тaкжe в багаже. 2019-2020 лимит беспошлинного импорта посылок будет снижен в пять раз-с 1000 до 200 евро. Для импорта грузов, перевозимых в багаже, ограничения ужесточатся троекратно — с 1500 до 1000 евро, с 2019 года, до 750 евро-2020 и, наконец, до 500 евро в 2021 году.
Какие новые горизонты благодаря этому, наше государство и другие представители ЕАЭС хотят получить? Во-первых, увеличение спроса и продаж товаров отечественного производства. Другими словами, попасть в струю программу замещения импорта. Во-вторых, покончить с плохим предпринимателей, которые умело используют международные почтовые каналы для торговли через Интернет, без уплаты пошлин.
Смысл намерения на самом деле можно найти. Интерес россиян к покупкам в зарубежных виртуальных торговых площадках растет. По расчетам Ассоциации компаний Интернет-торговли, по итогам 2016 года революции в России онлайн-продажи выросли на 18,4% и достиг 900 млрд рублей. Около 320 млрд рублей пришлось на покупку наших соотечественников в зарубежных магазинах. В 2015 году эта сумма была почти вдвое. Для сравнения: рост покупок, которые были совершены в России Интернет-магазинов, не превышала 5% до 7%. Вывод: Интернет retail стоит одной ногой в могиле, и иностранных трейдеров, особенно Азиатского происхождения, процветают. Последние через небольшие дистрибьюторов, занимающихся перепродажей продукции, даже если эта последовательность несколько раз уступает объему классического «серого» импорта, получают значительную прибыль, законным или полузаконным образом, уклоняясь от уплаты пошлин. В результате, федеральный бюджет недосчитывается десятков миллиардов рублей налогов, и это положение необходимо срочно менять.
Но есть и обратная сторона медали. Как утверждают авторы идеи снизить порог беспошлинной торговли — представители государственных структур и лоббирование национальных Интернет-магазины, — русских солдат, которые привыкли покупать приглянувшиеся и своих товаров на зарубежных онлайн-площадках (практически каждый второй житель нашей страны), не будут затронуты. Средний чек в таких сделках не превышает 20 евро, так что вопрос о том, как не зашкалить за порог суммы, перед ними не стоит.
Вместе с этим расслабляться рано. Что в большинстве мы покупаем через Интернет? Если говорить о покупках в дом, Интернет-магазинов — это продукты питания. И за рубежом техника для дома, средства связи, автозапчасти, одежда. Здесь покупателей и скрываются, новая головная боль.
Производство мобильных телефонов в России находится в зачаточном состоянии. Сборка гаджетов у нас не существует. Запчасти для иномарок также это быстрее и дешевле купить за пределами страны — в доме автосервисах, скорее, напорешься на самом деле «на коленке» или выправленную после длительного использования подделки. Да и модная одежда, что у нас днем с огнем не найдешь, на виртуальных прилавках присутствует в изобилии.
Доступ к все эти продукты, конечно, не пропадет, а вот подняться с них будет гораздо больше. Возьмем, например, новую модель среднего смартфона. Снаружи магазина онлайн он, например, стоит 20 тысяч рублей. Это пока не выходит за рамки современных условиях Интернет-торговли. Снижение порога свободного импорта товаров, что стоимость этого оборудования вырастет на 30%. Это, как ни крути, 6 тысяч рублей. То же самое можно сказать и о телевизорах, компьютерах, запчастей, авто.
Кроме того, теперь порог, переступив который, товары будут облагаться 30% налогом, составляет 200 евро, или около 12-13 тысяч рублей. Это не большая сумма, но костюм итальянского пошива можно купить. И приплюсуйте к этому 3-4 тысяч рублей: дополнительные расходы, и, кажется, не фантастические, но плевыми назвать рука не поднимается.
Кто-то может утверждать, что нужно покупать все национально — тогда и претензий не будет, и экономия очевидна. С одеждой-это и будет выход. И мобильниками или автозапчасти? Снова пользоваться таксофонами или найти умельцев, которые способны поставить карбюратор от «Жигули», «Опель» или «Форд».
Кроме того, не очень понятно, почему, чтобы наполнить казну и борьба с нерадивыми зарубежных Интернет-сайт, купцы, чиновники снова готовы мобилизовать ресурсы налогоплательщиков. На содержание таможенных органов казначейства ежегодно тратится около 65-70 миллионов рублей. Чтобы закрыть кислород, Интернет-провайдеров, которые распространяют продукцию через розницу, эти расходы придется увеличить. И подключать к такой задаче не только сотрудников таможни, но и другие профильные ведомства.
Новые препятствия населения элементарной дадут Интернет-магазинам и найти все, что нужно «угол», в случае, магазинах или в автосервисах. Но тогда на рынке Интернет-торговли, которой в России, как и в других развивающихся странах, так что ищите, загнется на корню. Соответственно, снижаются и налоговые поступления в казну. Тогда боремся?