ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ВЕДУЩИХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Г. Н. Karopa,

зaвeдующий кaфeдрoй тeoрии и мeтoдики пeдaгoгичeскoгo oбрaзoвaния УO «Бeлoрусский гoсудaрствeнный пeдaгoгичeский унивeрситeт. М. тaнкa», кaндидaт пeдaгoгичeскиx нaук, дoцeнт;

К. Ю. Taranovych,

Мeтoдист кaфeдры тeoрии и мeтoдики пeдaгoгичeскoгo oбрaзoвaния, aспирaнт УO «Бeлoрусский гoсудaрствeнный пeдaгoгичeский унивeрситeт. М. Тaнкa»

Ввeдeниe

В сoврeмeнныx услoвияx, кoгдa прoгрeсс нaуки в цeлoм и пeдaгoгики в чaстнoсти, в бoльшeй стeпeни связaны с дeятeльнoстью крупныx нaучныx кругoв, чeм рaбoтa oтдeльныx исслeдoвaтeлeй-физичeскиx лиц, oсoбoe знaчeниe имeeт прoблeмa рaзвития прoфeссиoнaльнo-пeдaгoгичeскoй шкoлы. Пeрспeктивы нaуки всeгдa былa пoд влияниeм пeрспeктивaми вeдущиx нaучныx шкoл. Выявлeниe мexaнизмoв фoрмирoвaния и рaзвития нaучнo-oбрaзoвaтeльныx шкoл — зaдaчa чрeзвычaйнoй сoциaльнo-культурныe и псиxoлoгo-пeдaгoгичeскoй знaчимoсти [1, 2, 3].

1 нaучныe шкoлы: сущeствeнныe признaки, функции и зaдaчи

нaучныe шкoлы Бeлaруси

Нaучнaя шкoлa-этo нaучный кoллeктив, зaвoeвaвший извeстнoсть высoким урoвнeм исслeдoвaний в кoнкрeтнoм нaучнoм нaпрaвлeнии, кoтoрoe имeeт пoлoжитeльную рeпутaцию в oблaсти нaуки, a тaкжe гaрмoничнoe сoчeтaниe трaдиций и иннoвaций, прeeмствeннoсть пoкoлeний в xoдe пoдгoтoвки нaучныx и нaучнo-пeдaгoгичeскиx кaдрoв высшeй квaлификaции [4].

В сoврeмeннoй филoсoфии и мeтoдoлoгии нaуки пoнятиe «нaучнaя шкoлa» испoльзуeтся для oбoзнaчeния тaкиx сoциaльнo-культурныx явлeний, тaкиx кaк:

фoрмaльнoe oбъeдинeниe, нaучнo-oбрaзoвaтeльнaя oргaнизaция рaзличнoгo стaтусa (унивeрситeт, фaкультeт, Институт, лaбoрaтoрия и т. д.);

исслeдoвaтeльский (твoрчeский) кoллeктив, нe oбязaтeльнo имeть фoрмaльнoe члeнствo в кaкoй-либo структурнoму пoдрaздeлeнию унивeрситeтa или нaучнo-исслeдoвaтeльскoгo институтa;

oтрaсль нaуки, кoтoрaя oбъeдиняeт интeрeсы группы исслeдoвaтeлeй [4, 5, 6].

Кaк видитe, пoнятиe «нaучнaя шкoлa» мнoгoзнaчнo и xaрaктeризуeтся нeкoтoрoй стeпeнью нeoпрeдeлeннoсти. Нo, пoнятиe «нaучнaя школа» чаще подразумевается «научное управление» и только в редких случаях научные школы представлены в качестве формальных групп с их историей становления, развития и современное состояние [4, 6, 7, 8].

Научная школа-это сообщество, которое претендует на статус ведущих научных групп в конкретных областях исследований. Иными словами, современная наука действительно существует такая система, как «научное направление — научная школа».

Это вызывает ряд вопросов. Что первично: научная школа или научное направление? Может ли научная школа, чтобы сформировать новое направление и формируя в свою очередь, «новая» школа, генетически связаны со «старыми»? При каких условиях научная школа создает новое научное направление, и наоборот? Какая связь между старой школы и нового направления в науке?

История науки свидетельствует о том, что в развитии научных идей и довольно часто понятия, это своего рода отпочкование «новой» школы из «старых». Разработан эволюционный путь, новая школа чаще всего начинается в недрах «старой» школы возникновение и развитие инноваций. Такая концепция, на наш взгляд, является основным эволюционным механизмом для возникновения, становления и развития научных школ. При таком подходе инновации-это преемственность в развитии традиции, а традиции — он должен оставаться в рамках принятой парадигмы [9].

Иногда инновации производить революционных изменений («революции») в науке. Но, со временем, почти все для успешного развития инновационной деятельности стал традицией.

Например, эволюционная теория англичанина Чарльза Дарвина во второй половине ХХ века был брошен решительный вызов теории катастроф француз Жорж Кювье. Для своего времени, эволюционная теория, инновации, теория катастроф — традиция. Но чтобы выиграть много сторонников среди биологов, географов, психологов и социологов, это новшество было одним из самых сильных традиций в современной науке, стать трудной частью науки. Традиция отдает приказ, и для поддержания структуры, инновации и вносит в процесс разработки определенную сумму из хаоса и неопределенности, отменить текущую структуру, которая иногда приводит к созданию качественно новой структурной организации. Творчество не может ни хаос или порядок; возможно, он требует их комбинации [11].

Научные школы имеют тенденцию этих незаменимых атрибутов (свойств, характеристик), что творчество, независимость, наличие выбранного пути развития, самоотверженность, мужество, постоянное стремление к улучшению результатов, достигнутых [5, 6, 7].

Для научной школы крайне важно научное самоопределение, самоидентификация, саморазвитие и самоорганизация каждого члена коллектива, направления научно-исследовательской деятельности для каждого из общих целей для всего общества.

Члены научной школы характеризуется:

)консенсус, который является академический консенсус, согласованность единиц, общих оценок;

)soltanovna — взаимные ссылки друг на друга («его», когда они ссылаются гораздо чаще, чем «чужой»);

)кумулятивное развитие, то есть накопление знаний всеми последователями школы по принципу «общего котла»;

)непрерывность развития, то есть, присутствие учителей и учеников, лидеров и ведомых, соединение в одном из учебных и научно-исследовательских.[4, 5, 6, 8].

Основные функции научных школ, по мнению философов и методологов, являются:

) наличие лидера, который задает основное направление развития научных школ;

) иметь программу исследований, которая объединяет коллектив на основе общих целей;

) общие (или единую парадигму) научной деятельности;

) непосредственное общение между всеми членами школьного сообщества;

) наличие внутренних стандартов исследования и этические нормы для общения в неформальной обстановке [4, 5, 6].

Основными задачами научной школы являются:

разработка и защита новых научных идей (инноваций);

комплексное, коллективное выполнение крупной задачи, которые запрещены для исследователя;

подготовка молодых ученых и научно-педагогических кадров высшей квалификации [4, 8].

Таким образом, любая научная школа одновременно реализует функции инициатора новых идей, распространения и защиты, а также подготовки молодых ученых. Каждый учебный школьный присущ определенный круг вопросов и определенное сочетание прочных традиций и гибкий инноваций.

Типология и классификация научных школ

Развитие учения о научных школ приводит к необходимости ее типология и классификация. Очевидно, понятие «типология» и «классификация» не совпадают.

Типология-это метод <#»оправдать»>- имя основателя (учредителя) или руководителя (Ф.экс., Школа Дюркгейма во Франции);

по национальному признаку (например, Российской государственной школы (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чеченин, П. Н. Милюков и др.));

название учреждения (Чикагской школы социологии: Э. Берджесс, р. Парк, Л., и т. д.), Гарвардская школа (т. Парсонс, р. Мертон), школа Бирмингем культурологии (р. Хоггарт, р. Вильямс, Э. Томпсон и др.);

название города (Франкфуртская школа (т. Адорно, А., Э. фром, г. Маркузе и др.)), Баденская школа, неокантианство (Риккерта, в. Виндельбанда);

тематических (культурно-историческая школа в социологии (Ф. Боас, Ф. Гребнера, и т. д.) [8].

О. А. Грезнев предлагает следующую классификацию научных школ:

ссылается на взаимоотношения между членами научной школы, научного курса, «невидимый колледж», «научная группа»);

о состоянии научных идей (экспериментальные, теоретические);

в рамках тематической области (узкий, широкий);

по функциональному назначению выпускаемые знаний (фундаментальных, прикладных);

формы организации деятельности учащихся (с некоторыми формами организации научно-исследовательской работы, коллективных форм организации научно-исследовательской работы);

характер отношений между поколениями ученых (одноуровневые, многоуровневые);

по степени институционализации (неофициальный, институализировать);

расположение уровня (национальных, местных, личных) [6].

Научная классификация отражает логические связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его характеристики. Строго классификация в то же время обобщает результаты ранее развитие данной отрасли знаний и захватывает начало нового этапа в его развитии. Классификация содействует движению науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Любой хорошей классификации, основанные на научных основах, не только представляет определенное состояние науки или ее фрагмента, но и позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных фактах или ситуациях [12].

Научно-педагогическая школа как многомерная система: соотношение традиций и инноваций

Профессионально-образовательная школа является динамичной многомерной социальной системе, структуре, которая образуется за счет взаимодействия между жесткими и гибкими связями. Оценка деятельности научных школ требует анализа процесса развития, требует тщательного изучения взаимосвязи между традициями и инновациями в процессе их становления и развития.

В науке традиция (лат. сер — передачи) является основным механизмом для накопления, сохранения и передачи опыта, знаний и инноваций. (ФР. инновация нововведение, изменение) — это противоположность традиции, основные обновления или глубокого научного мышления в связи с усложнением научных проблем.

В философии науки инновация-это результат процесса научного познания за пределы текущего образа мышления и сложившиеся стереотипы, дизайн и понимании новых проблем и методов их решения, обновление средств и методов исследования [4, 5, 12].

Инновации-это не всегда переворот и переворот в фундаментальных или прикладных наук. В современных условиях чаще всего является инновационной, по словам Фейерабенда, «… не открытие Америки, и … пробуждение от сна» [13, с. 501].

В научно-образовательной системы, традиций выступают в качестве жесткой структуры, которые представляют собой универсальную форму фиксации, крепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта. Кроме того, традиция-это механизм передачи знаний, который обеспечивает устойчивую историко-генетическую преемственность и эволюционное развитие социально-культурных процессов.

Гибким звеном в системе научно-педагогической школы, представленной инновации — принципиально новые идеи, положения и другие новшества, обеспечивающее качественный рост эффективности образовательного процесса.

Сочетание традиций и инноваций в науке школьной жизни, который представляет собой соотношение между жесткими и гибкими связями в системе, которая способна обеспечить эффективное функционирование и прогрессивное развитие. Таким образом, научная школа как форма сотрудничества между исследователями, некоторых академических традиций и создания инноваций.

Критерии оценки научных школ

Основными критериями для оценки деятельности научных школ являются: 1) Количество подготовленных кандидатских и докторских диссертаций; 2) ссылка на работы участников; 3) общенаучные идеи и ценности, которые разделяют члены этой школы.

Критерием для успешного развития любой научной школы — преемственность поколений. При характеристике научной школы, преемственность часто интерпретируется как продолжение тематики исследований учителя в трудах учеников. Особенно считать количество защищенных докторских и кандидатских диссертаций.

Важным признаком научной школы является разнообразие участников исследования исследовательской группы. Использование идентификации научных школ только количественных показателей в отрыве от других видов оценки позволяет лишь обозначить цель задачи пути. В общем, это, однако, необходим более широкий подход, учитывающий своеобразие и многообразие феномена научной школы (например, метод экспертных оценок и др.).

Создание научных школ, необходимо провести исследования для исследователей — насущная необходимость. Научное сообщество нуждается в постоянном общении, обмене информацией, взаимной оценке работ и, следовательно, в развитии научных школ, направлений, временных творческих коллективов.

Лидер научной школы: профессионализм и человеческие качества

Научная школа-это сообщество ученых, Объединенных вокруг гениального ученого и генератором новых идей, исследования и, самое главное, человеческие качества.

Доминирующей фигурой во всей научной школы является ее лидер. Наличие лидера является необходимым условием для становления и успешного развития любой научной школы.

В структуре и иерархии научного руководителя школы занимает несколько должностей и выполнять различные функции. Во-первых, он является «проектировщиком-организатором» школы, что обеспечивает рефлексивные позиции членов коллектива по отношению к их деятельности. Во-вторых, лидер в то же время проявляется и в других формах, тренер, эксперт, коллега.

Вокруг великого ученого часто объединяет группу коллег и студентов, разделяя его научные идеи и общие теоретические принципы и методология и философия научных исследований.

В ходе научной программы между членами определенной группы идет интенсивный обмен мнениями и результатами. Эта возможность в конкурентной среде исследовательских групп не существует. В рамках научной школы, эти возможности не только возможно, но и рационально использовать.

Одновременно с решением определенной научной проблемы, ученых, Объединенных вокруг лидера общей ответственности, обмена научной информацией, повышения успеваемости квалификации и обогатить свой опыт, что положительно влияет на качество исследования.

Важной задачей для лидера научной школы является забота о научной смене, о подготовке высшей категории, кандидаты и доктора наук. Ученый-руководитель и его коллеги пытаются разработать ряд молодых исследователей (студентов, врачей) и их научного и философского мышления.

Научная школа, которую возглавляет видный ученый, интеллектуальный, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность ученых разных статусов (студенты, аспиранты, рН.д. — студенты, кандидаты и доктора наук, и т. д.), разрабатывает под руководством лидера определенную научно-исследовательской программы.

6 профессионально-образовательных школ в Республике Беларусь

Ретроспективный анализ научных трудов из прошлого не представляет опасность для их стоимость авторов, что не соответствует действительное состояние в науке своего времени [14]. Не все научное сообщество, чтобы позиционировать себя в качестве научных школ на самом деле школ в полном смысле этого слова (понятия) [10].

Примеры крупных научных школ, оказавших существенное влияние на образовательные теории и школьной практики, внесшие большой вклад в подготовку высококвалифицированных кадров, школ, И. Ф. Харламова (Гомель), И. Д. Чернышенко (Витебск), И. И. Цыркун, И. И. Казимирской (Минск).

Профессионально-педагогическая школа академика И. Ф. Харламова начиная с 1972 года, то есть с того времени, когда заведующий кафедрой педагогики и психологии Гомельского государственного педагогического института. В. П. Чкалов, И. Ф. Харламовым был издан в Минске, его фундаментальная монография «Теория нравственного воспитания: историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи» [15]. В том же году монография была защищена автором в качестве докторской диссертации в области педагогических наук СССР (Москва). Научным консультантом диссертации был действительным членом Академии педагогических наук СССР, профессор Н. В. Гончаров (Москва). Издание монографий и докторской диссертации, определило весь ход дальнейших научных исследований И. Ф. Харламова и его научной школы.

Основное направление научных исследований И. Ф. Харламова, его учеников и последователей является изучение теоретических и методических основ нравственного воспитания. Особенности научно-педагогической школы И. Ф. Харламова являются:

широкий спектр исследований проблем (теории и методики нравственного воспитания, общей дидактики, skalolazanie, история, Педагогика и т. д.);

определение строки, и правильное использование важнейших педагогических понятий и категорий;

жесткий рационализм и строгое следование традициям, установленным лидера научной школы.

В поле зрения И. Ф. Харламов всегда был вопрос повышения эффективности университетского образования, совершенствования педагогического мастерства преподавателей, подготовка кадров высшей категории (доктора и кандидаты наук). Уже более 10 лет, ГГУ им. Ф. Скорина (на кафедре педагогики и психологии) под руководством И. Ф. Харламов работал в научно-методологический семинар для молодых преподавателей, который был площадкой для «укрепления» целенаправленно развивать их «частные» школы.

Основными направлениями научных исследований в школе И. Ф. Харламов:

теоретические и методические основы нравственного воспитания школьников и студентов (И. Ф. Харламов, Ф. в. Kadol, А. в. Санникова и др.);

научных основ организации и совершенствования воспитательной практики для студентов педагогических специальностей (И. Ф. Харламов, в. С. Горленко и др.);

нравственное воспитание, формирование положительных личностных качеств среди школьников и студентов (И. Ф. Харламов, Ф. в. Kadol и т. д.);

Политехнического образования и работы, воспитания учащихся (И. Ф. Харламов, Михаил Дмитриев и др.);

история педагогики и педагогических идей (И. Ф. Харламов, А. в. Дикарева, т. в. Лукина, е. л. Адарченко, в. С. Болбас и др.) [15, 16].

Научно-педагогическая школа профессора И. Д. Чернышенко сыграла решающую роль в развитии теории и практики работы, образования, Политехнического образования и профориентации школьников в Беларуси.

Чернышенко Иосиф Дмитриевич (1924-1995) — основатель авторитетной научной школы, которая оказала значительное влияние на развитие теории и практики трудового воспитания и Политехнического образования в Беларуси, России и других странах бывшего Советского Союза.

Руководитель школы — И. Д. Чернышенко, создал оригинальную для своего времени, концепция, ядром которой является идея воспитания гражданина-труженика в различных видах и формах занятости. Критерий гражданской зрелости, по мнению исследователя, должны быть, как человек работает. Невозможно обеспечить готовность работать без осознания своего гражданского долга. Идейно-нравственной и практической подготовки работы — главная задача современной общеобразовательной школы.

На самом деле звучит мысль о необходимости научной организации трудовых процессов. В старших классах, предпочтение следует отдавать таким видам работ, что способствует формированию творческой личности, способной дизайн, изобретения и инновации.

И. Д. Чернышенко заявил, что формирование социальной направленности личности во многом зависит от степени их социальные отношения, пронизанные духом коллективизма, ответственности, отзывчивости и взаимопомощи и дружбы, солидарности и товарищеской требовательности. Чем разнообразнее работы и общественной деятельности для студентов, шире и более сложные отношения, что они приходят на рабочее место и чем старше, тем более успешным будет процесс формирования гражданина-работника. Эти идеи получили дальнейшее развитие в научных работах их многочисленных учеников и последователей.

Основные направления научных исследований в научных и образовательных школ И. Д. Чернышенко:

теоретические и методические основы трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (И. Д. Чернышенко, в. М. Минаева и др.)

Политехническое образование и производительный труд в общеобразовательной школе (И. Д. Чернышенко, е. И. Куликова, С. И. с. малашенков и др.);

формирование у учащихся положительных личностных характеристик гражданина-работника в процессе трудовой деятельности (И. Д. Чернышенко, е. Ф. Sivashinsky, А. С. Метелица и др.).

Учитывая роль школы И. Д. Чернышенко, в науке, педагогике и школьной практике, важно подчеркнуть, что в наши дни значимость идеи, разработанные в школе значительно возрастает в условиях отсутствия концептуальных подходов к подготовке студентов к работе в условиях реформирования экономики Беларуси, а также необходимость непрерывной профессиональной идентичности в стремительно меняющихся социально-экономических условий в окружающей среде.

Научная школа профессора И. Д. Чернышенко в целом характеризуется такими существенными признаками, как:

четко определенный спектр проблем исследования (профессиональное образование, Политехническое образование и профориентация учащихся);

гибкая рациональность в постановке и решении проблемы научно-педагогических исследований;

привлекательность личности руководителя школы, с многих ценных человеческих качеств (сострадания, человечности, ответственности и т. д.) [17, 18].

Научно-педагогической школы проф. И. И. Цыркун «моделирование и организация инновационного образования» сочетает в себе традиции (жесткие ссылки) и инновации (гибких связей) изучить методологические аспекты педагогическая Инноватика, инновационные образовательные механизмы развития педагогического образования, условия повышения эффективности и качества образовательного процесса в средних и высших учебных заведениях.

Школа разрабатывает культурно-праксиологический концепт развития педагогического образования в качестве модели новой системы идей, ориентированных на развитие педагогического образования и общеобразовательной подготовки учителей.

Культурные praxeologically подход указанным И. Zircona в комплексе педагогических условий.

Первое условие-разработка нового программного обеспечения, что актуализирует практическое содействие преподавателю.

Второе требование — подготовка учебно-методического обеспечения на принципиально новый уровень.

Третье условие-это создание резонанса дидактической структуры, то есть, экспериментальных площадок на базе школ, учебные лаборатории педагогики и образовательных инноваций, студенческих научных лабораторий, информационных ресурсов.

Четвертое условие заключается в том, что дифференциация учебно-педагогической подготовки студентов [19].

Научно-педагогическая школа профессора И. И. Казимирской исследует развитие профессионального мышления учителя.

Школа изучает процесс формирования профессиональной субъектной позиции учителя, формирование педагогического мышления как система отношений в интеллектуальной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, нравственно-эстетической, творческой и преобразующей деятельности, которые направлены на другого человека.

Формирование субъектной позиции будущих учителей рассматривается в этой школе, учитывая: во-первых, личность студента, его жизненные интересы и потребности в сфере профессиональной деятельности, а во-вторых, формирование индивидуального стиля мышления; в-третьих, замена ритуального поведения и мышления на личные предметы концептуального поведения, который характеризует естественность, уместность, прозрачность коммуникации.

Заключение

История и методология педагогической науки показывает, что научная школа может успешно развиваться, только если выполняются следующие два условия: во-первых, чтобы обеспечить определенную степень самостоятельности, инициативы, самоорганизации и саморазвития молодых исследователей выяснить, в силу своего возраста и мировоззренческих установок будущего науки, и во-вторых, постоянный контакт с молодым исследователям старшего поколения ученых, которые представляют установленного направления, опыт, традиции и формы научного исследования.

Литература

1 Высшая педагогическая школа в государственной политике в Польше (1944-1990) — Мн.: БГПУ, 2011. — 252 С.

У andaralo, А. И. социально-культурные факторы и новейшие тенденции в системе высшего педагогического образования / А. И. был Andaralo // Вестник БГПУ. — 2013. — Номер 3. — С. 3-8.

Karopa, г. Н. Общая теория хаоса: нелинейные процессы, самоорганизация, морфогенез, фракталы и некоторые проблемы географии и географического образования / г. Н. Carapa [соавт.] / Непрерывное географическое образование: новые технологии в высшей и средней школе // материалы IV Международной научн.-удобно. Конф. (25-26 апреля. 2013, Гомель): / редкол.: Г. Carapa Н. (сост.) [и др.]. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2013

4 школы в науке: книга; изд. С. р. Mikulinsky, М. г. Ярошевский, креб г. камни. — М.: Наука, 1977. — 523 с.

5 Криворученко., в. К. научные школы-важнейший элемент науки / в. К. Криворученко. / / Московский гуманитарный университет: [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: индекс http://mosgu.ru/nauchnaya/school/.РНР?sphrase_id=302481 <http://mosgu.ru/nauchnaya/school/%20index.php?sphrase_id=302481>. — Дата доступа: 4. 10. 2013.

Гребнева, О. научные школы: принципы классификации / О. Гребнева // высшее образование в России. — 2004. — Вып. 5. — С. 42-43

Логинова, Н. Н. феномен ученичества: приобщение к научной школе / Н. Логинова // Психологический журнал. — 2000. — Вып. 5. — Т. 21. — ПП. 106-111.

А. И. Кравченко История зарубежной социологии / А. И. Кравченко. — М.: Культура: Акад. — проспект, 2005,. — 701с.

Кун, т. структура научных революций / т. Кун; пер. с английского. — Москва:АСТ, 2001. — 605 с.

Karopa, г. Н. История и методы в географии: лекция / г. Н. Karopa. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2006,. — 278 с.

11 Karopa, теория г. Н. Математическое хаоса и проблемы географического и экологического образования / г. Н. Karopa // Вестник Брешиа Овердрайв. Серый 3. Fllaga. Жертвы. Pschology. — 2013. — Номер 1. — С. 129 до 138.

Новая философская энциклопедия. В 4 томах / в. С. Степин [и др.]. — М.: Мысль, 2010,. Т. 1. — с. 634, объем. 4 — С. 735

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / С. Фейерабенд. — М.: Прогресс, 1986. — 542 с.

Karopa, г. Н. выдающиеся предшественники когнитивной географии / г. Н. Karopa, П. в. тетерев // непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы: материалы IV Международной научно-практической. конференция, 25-26 апреля 2013 г., Гомель, Беларусь); изд. г. Н. Karopa. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. — С. 330-334.

Теория нравственного воспитания: историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи» / И. Ф. Харламов. — Мн.: БГУ, 1972. — 364 с.

Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 1999

Чернышенко, И. Д. Трудовое воспитание школьников / И. Д. Чернышенко. — М.: Просвещение, 1981. — 191 с.

Чернышенко И. Д. система общественно полезного труда учащихся в современной школе / И. Д. Чернышенко. — Мн.: Люди загорелись, 1974. — 256 с.

Циркон, И. И. система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И. И. Цыркун. — Мн.: Технология, 2000. — 328 с.

Казимирский, И. думаю, что учителя и пути его формирования. В 2-х частях / я, Казимирской. — Мн.: БГПУ, 1992. — Часть 1 — 146 с., Часть 2 — с. 145

Опубликовано: Karopa, г. Н. традиции и инновации в развитии ведущих научно-педагогических школ Республики Беларусь / г. Н. Karopa, К. Ю. Taranovych // Vysheishaya школа. — 2014. — № 1 (99). — С. 20-25.

Нужна качественная работа без плагиата?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.