Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

O. В. Вoтинoвa

МAДOУ ЦРР дeтский сaд №11 г. Дoбрянкa»

вoспитaтeль

Чeлoвeчeскaя жизнь oчeнь нaсыщeнa рaзличными явлeниями, прeдмeтaми, и ничтo нe oстaвляeт eгo рaвнoдушным. Люди учaтся нe тoлькo нa oбъeктивную и субъeктивную рeaльнoсть, нo и oтнoсится oпрeдeлeнным oбрaзoм к прeдмeтaм, сoбытиям, другим людям, иx личнoсти, a любыe прoявлeния aктивнoсти чeлoвeкa сoпрoвoждaются эмoциoнaльными пeрeживaниями, т. e.. чтoбы пoкaзaть людям, чтo эмoции и чувствa.

Эмoции (oт лaт. emovea — бeспoкoить, бeспoкoиться) — этo oпыт чeлoвeкa, eгo личнoe oтнoшeниe к рaзличным явлeниям в рeaльнoсти

субъeктивнoe сoстoяниe, вoзникaющee в прoцeссe взaимoдeйствия с oкружaющeй срeдoй или при удoвлeтвoрeнии свoиx пoтрeбнoстeй.

К вырaзитeльным фoрмaм эмoций oтнoсятся:

·жeсты (движeния рук),

·мимикa (движeния мышц лицa),

·Рoлeвыe игры (движeния всeгo тeлa),

·эмoциoнaльныe кoмпoнeнты рeчи (силa и тeмбр, интoнaции гoлoсa),

·вeгeтaтивныe измeнeния (пoкрaснeниe, пoблeднeниe, пoтooтдeлeниe).

Бeз чувств, и чувствa нe мoжeт быть вoсприятия мирa. Чувствa и эмoции нaпрaвляют нaшe внимaниe нa вaжныe сoбытия, они готовят нас к определенным действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоциональной осведомленности, мы не можем понять наши собственные мотивы и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. Как мы чувствуем, влияет на то, как мы думаем и во что мы верим. Для окружающих важно не только свой ум и обширные знания, они важны в равной степени, как вы говорите, как приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и способны взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.

Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личной жизни, успехов в труде, помочь сделать отличную карьеру для того, чтобы преуспеть в почти все дело, но я могу в одночасье это все было разрушено. Таким образом, способность регулировать свое эмоциональное состояние является одним из самых важных навыков в жизни каждого человека. Изменить чувства в жизни человека может измениться и сама жизнь.

В последние несколько лет, и назрела необходимость разработки новой концепции — «эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловей и Джон Майер опубликовал статью под названием «эмоциональный интеллект», которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему.

Эмоционального интеллекта (EQ-показатель эмоционального интеллекта), способность распознавать собственные чувства и эмоции, умение пробудить нужные эмоции, чтобы создавать, управлять разрушительные чувства и эмоции, понимать эмоции и чувства других людей для построения на основе этого понимания, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Учредители модель «эмоционального интеллекта».Майера и П. Саловея, есть четыре компонента:

1.Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению.

2.Использование эмоций в мыслительной деятельности. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определенным действиям и влияют на наш мыслительный процесс.

.Понимание эмоций. Эмоции-это не случайные события. Их вызывают по какой-то причине, они меняются по определенным правилам.

.Управление эмоциями. Эта способность относится к способности использовать информацию, которая приходит от эмоции, вызывать эмоции или получить от них, в зависимости от их информацию и управлять своими и чувствами других людей.

Смысл и важность развития эмоционального интеллекта является построение отношений в любой среде для достижения успеха в современном обществе. Согласно последним исследованиям, успешность человека зависит от интеллекта (IQ) в размере 20 процентов, а коэффициент эмоционального интеллекта почти на 80 процентов. Люди, которые не способны регулировать свои эмоции, не в состоянии понять свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Но, в любом случае, нельзя недооценивать психического и логического развития человека, если человек не наделен достаточным уровень IQ, он не только будет в состоянии видеть проблему с отсутствием эквалайзера, но не сможете эффективно расти. Это говорит о взаимозависимости между развитием психического и эмоционального развития. Как писал Дэвид Карузо, важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не Триумф разума над чувствами, это уникальное сочетание обоих процессов».

Развитие общества, государства зависит от количества успешных людей, живущих в этой стране. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. И дошкольное образование-это фундамент для развития ребенка как личности.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» вступил в силу ФГОС-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной реакции, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье.

Как дети должны узнать свое тело и мир, так что им тоже нужно учиться и ваш внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является гарантией их будущего успеха в жизни. Поэтому очень важно, чтобы ребенок освоил навык эмоционального интеллекта, а именно:

·умение контролировать свои эмоции, чтобы они не толпились;

·способность сознательно влиять на свои эмоции;

·способность идентифицировать свои эмоции и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

·способность использовать свои эмоции на благо себе и другим;

·способность эффективно общаться с другими людьми, найти общую платформу;

·способность определять и распознавать эмоции в других, представить себя на место другого человека, сочувствовать ему.

Но результаты показывает:

·Дети плохо сформированы эмоционально — мотивационные установки к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;

·Дети, которые недостаточно развитые положительные черты характера, способствующие лучшему пониманию игры;

·Дети слабо развиты навыки общения в различных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми-ориентированного метода.

И эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

В связи с изменениями, происходящими в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.

Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Опыт эмоционального отношения к миру, сделать в дошкольном возрасте, по мнению психологов, весьма прочен и принимает характер установки.

Итак, у нас есть цель:

Развивать у детей эмоционально — мотивационные установки к себе, окружающим, сверстникам и взрослым.

Развитие навыков, умений и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе способствует лучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Измерения проводятся в следующих основных задач:

Чтобы дать детям знания, воспитать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, желание заботиться о них.

В целях разработки адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, поведение и действия других людей.

Чтобы создать интерес к окружающим, развивать чувства понимания и потребности в общении.

Развивать у детей навыки практического владения выразительными жестами, мимикой, жестами, пантомимикой.

Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в процессе самостоятельной деятельности.

Вам нужно развивать способность детей распознавать собственные эмоции и эмоции других, чтобы быть в состоянии справиться своими эмоциями и поддерживать правильный стиль в отношениях.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

самосознание (образ «я» понять «психологическую сущность» в себе);

самоконтроль (умение справляться со своими чувствами, желаниями);

социальную чувствительность (способность устанавливать контакты с разными людьми);

Управление взаимоотношениями с клиентами (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать и укреплять контакты).

Эмоции и чувства, как и другие психологические процессы, выполняемые в ходе детство, трудный путь развития. Таким образом, развитие чувств у детей, необходимо учитывать их возрастные особенности.

Для детей младшего дошкольного возраста эмоции являются мотивами, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. До 3 лет начинает закладываться простые нравственные чувства и проявлять эстетическое чувство. Начинают проявлять эмоциональное отношение к сверстникам. Это еще «социализация эмоций» (опыта человека, его отношения к другой в системе межличностных отношений).

Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, и минус.

Это формирует первоначальные различия детей между «хорошо — плохо». Поэтому, основное направление в порядке, в таком возрасте лечить ребенка любовь, ласку, часто используют ласковые слова, поглаживание, хвалить ребенка за каждый добрый поступок (улыбнитесь, подарите игрушку, любовались цветами и т. д.), узнать способы выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Вы не можете позволить вашему ребенку выразить негативные чувства по отношению к взрослым и детям, и более усилить эти чувства с действиями.

Средством воспитания положительных эмоций в дошкольном возрасте являются: очень взрослый, как носитель этих эмоций, вся детская атмосфера, наполненная добротой и любовью.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста.

Программа развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста состоит из трех блоков.

Первая «Азбука чувств» направлена на знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их вербального и невербального выражения в рамках ролевой картины, мастер понятийного содержания слов, обозначающих чувства, эмоции, оттенки эмоций, их связь с определенным состояние человека, сказочного персонажа, роль изображения, осведомленности и понимания детьми собственных эмоций и других людей; обогащение представлений детей об эмпатии как проявление сочувствия, сопереживания и помощи.

Вторая часть «эмоциональная стратегия межличностного взаимодействия» направлена на формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с другими людьми, обмен ролями партнеров, оценка эмоций и принятию других позиций; моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей и понимать причины эмоционального выражения участников и выбор оптимальных способов поведения; обучение приемам вербальное и невербальное «поглаживание»; овладение механизмами идентификации, интеллектуальной и личностной рефлексии в ситуациях межличностного взаимодействия.

Третий блок — «хозяин своих чувств» направлена на обучение детей с эмоционально-видео-игровых ситуаций различных модального содержания (радость, грусть и т. д.), произвольное опосредованное выражение эмоций, открытое выражение эмоций социально приемлемыми способами, конструктивных способов управления своим поведением и эмоциональным состоянием, овладеть навыками самоконтроля и саморегулирования; участие в ситуации самостоятельного принятия решений.

Содержание работы с развитием эмоциональной сферы может содержать следующие формы и методы:

·комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей в течение определенного периода времени в целях облегчения удаления накопившегося утомления, предупреждение возможных эмоциональных срывов.

·оптимизация работы двигателя путем организации спортивных и развлекательных мероприятий.

Программа физической терапии в ее структура может меняться, но четыре основных компонента должно быть обязательным:

Утром лечебная гимнастика, с цель утренней гимнастики — повысить мышечный тонус и создают хорошее настроение ребенка.

Леча. Лечение водой эффективно влияют на эмоциональное состояние, снимают стресс и напряжение. Увеличить регулярные закаливающие процедуры сопротивление нервной системы человека.

Лечебный Туризм. Особенность этой ходьбы заключается в том, что пока дети устанавливают определенные психологические требования. На остановках, учитель проводит с детьми мини-тренинги, упражнения, психоэмоциональный статус, коммуникативно-лингвистические игры, развлечения, отдых, игры и т. д., в зависимости от ситуации и места.

Здоровье игры. Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными деятельности. Физического и психического компонентов здоровья игры тесно связаны друг с другом.

·реабилитация (Ролевые игры, связи и т. д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей работать в двух планах, создание и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, и это создавало чувства влияют на развитие конкретной игры.

·Просветительские беседы, рассказ воспитателя.

·Терапия — современный, органические человеческой природе способ передать важные знания, гармонизации личности и эмоциональный интеллект развития.

·Игровой ситуации обучения, дискуссии, решение ситуационных задач.

·Арт-терапия-это метод лечения с помощью искусства (рисунок, ритмопластики, танец).

·Психогимнастика-один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональные переживания через движения, мимику, жесты (этюды, мимика, пантомимика).

·Психолого — педагогические проекты («наши эмоции, где живет радость», «школа добрых волшебников», и т. д.).

·Посещение комнаты психологической разгрузки.

·Техническое обслуживание ‘календарь чувств» (помогает вам отслеживать свое эмоциональное состояние на протяжении дня, неделю, поиск способов регулирования негативных эмоций)

·Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, диаграммы и т. д.).

·Накопление эмоционального опыта, понимание эмоций, умение регулировать свои эмоции играют большую роль: чтение художественной литературы, прослушивание музыки, обучения и творческой игры.

Работа по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста должно осуществляться в тесном сотрудничестве с родителями своих учеников. Учителя и родители должны «делать одно дело» — создать для ребенка благоприятную эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважали, чтобы услышать его мнение. Дети должны чувствовать, что родители являются не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и характеристикам детей в отношениях со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений сил в сознании дошкольников социальную значимость и смысл этой особой сферы — сферы эмоционального отношения к другим людям.

В работе с родителями по развитию эмоционального интеллекта используются следующие формы:

папки — движение («что, если…», «эмоциональное и развития языков для детей», «эмоциональный мир дошкольника»…);

информационные стенды (далее — «памятка родителям от ребенка: «мои поступки-не смертельный грех», «если ребенок капризничает», «школа эмоций»…);

консультирование, психологические тренинги;

вызова («нестабильное эмоциональное состояние», «кризис 3 лет»…).;

проекты ( «наши чувства», «школа добрых волшебников» );

родительских собраний («развитие эмоционального интеллекта ребенка в семье», «как избавиться от гнева»…), общий отпуск, отдых и экскурсии, участие в проектах;

открытые уроки;

организация выставок поделок и работ, сделанных родителями вместе с детьми.

Организована воспитательная работа с детьми и их родители могут обогатить эмоциональный опыт ребенка и значительно мягче или даже устранить ошибки в их личностном развитии.

психологическая игра интеллекта, эмоций

Библиография

1.Arushanova А. г развитие коммуникативных способностей дошкольника.

2.Данилина т. А. в мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ т. А. Данилина, в. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. — 2. Эд. — М.: Айрис-Пресс, 2006.

3.Коробицына е. в. Формирование позитивных взаимоотношений ф79 родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия

4.Кряжева Н. л. развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и учителей. -Ярославль: Академия развития, 1996.

.Земскова С. И. успехи в учебе. Программа коррекционно-развивающих для детей 5-7 лет-М.: аркти, 2002

Нужна качественная работа без плагиата?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.