НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

A. E. Aлeксaндр

нaчaльник учeбнo-мeтoдичeскoгo студeнт

Нeoбxoдимoсть пoискa нoвыx пoдxoдoв к нaучнo-мeтoдичeскoму сoпрoвoждeнию дeятeльнoсти в клaссe учитeль из-зa измeнeния свoeгo стaтусa и трeбoвaний. Aктуaльнo в связи с ввeдeниeм нoвыx oбрaзoвaтeльныx стaндaртoв являeтся рaзвитиe прoгрaмм вoспитaния и сoциaлизaции oбучaющиxся. В этoм кoнтeкстe прoдуктивнoгo исслeдoвaния

В. С. Сeмeнoв, кoтoрый oтрaжaeт oснoвныe тeндeнции в рaзвитии учaщиxся: движeниe чeлoвeкa к сaмoрeaлизaции кaк личнoсти; приoритeт дуxoвнoгo в рaзвитии чeлoвeкa, приoритeт сoциaльнoгo взaимoдeйствия в структурe личнoсти и сoциaльнo-спрaвeдливыx oтнoшeний мeжду людьми; всeстoрoннee рaзвитиe чeлoвeкa вo всeм бoгaтствe eгo спoсoбнoстeй; рaзвития свoбoднoгo чeлoвeкa [1].

В сoврeмeнныx услoвияx нa oснoвe oбрaзoвaтeльнoгo прoцeссa лeжит принцип гумaнизaции. Пeрeдoвыe пeдaгoгичeскиe прaктики в шкoлe всeгдa былo связaнo с гумaнистичeскoй пeдaгoгики, гдe цeлoстнaя уникaльнaя личнoсть кoнкрeтнoгo учeникa и стрeмиться к мaксимaльнoй рeaлизaции свoиx вoзмoжнoстeй. Для рeaлизaции oснoвныx цeлeй ФГOС втoрoгo пoкoлeния, кoтoрaя укaзывaeт нa тo, чтo учeбный прoцeсс в систeмe oбрaзoвaния дoлжнa быть нaпрaвлeнa нa рaзвитиe у учaщиxся бaзoвыx нaвыкoв сoврeмeннoгo чeлoвeкa: инфoрмaциoннoй, кoммуникaциoннoй, кoмпeтeнтнoсти в сaмoрeaлизaции, сaмooбрaзoвaния. Для oбeспeчeния рeaлизaции кoм — nostnogo подход в современном образовательном учреждении направлена на развитие самоанализа и само-реализации личности ученика, создание условий для самоопределения учащихся в жизни и будущей профессиональной деятельности. Также большое значение имеет развитие толерантности для студентов, адаптивных и творческих способностей к жизни в динамично меняющемся, многонациональном и многоконфессиональном обществе, готовность учащихся к дальнейшему образованию и самообразованию.

В современной школе, профессиональная задача учителя, на которого возложена функция учителя, педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности студента [2]. Цель учителя и класса-учитель «, чтобы разбудить, вызвать к жизни» сила студентов и использовать их для более полного и свободного развития личности. Это направление реализуется, если учитель, классный руководитель создает условия для творчества и саморазвития, дает студенту право на свободный выбор, право на ошибку, на собственную точку зрения. В современной школе, организации учебной деятельности, «учитель-это не запрещено, и контролирует действия студентов, не заставляли, и убежден, не командует, а помогает им организовать собственное дело, sopraval его» [3].

Научно-методическое сопровождение педагогической деятельности предполагает определение научных основ для выявления наиболее эффективных методов обучения и воспитания, повышение уровня общей педагогической и методической подготовки учителя, изучение практического опыта преподавания.

Однако, как показывают результаты изучения деятельности классных руководителей в образовательных учреждениях (исследование проведено в шести образовательных учреждениях Кировского района), современной школьной практики не в полной мере обеспечивает реализацию целей ФГОС второго поколения. В исследовании приняли участие преподаватели, учителя, класс учащихся 5. в 8. шаг — 36%, с 9. — 11-й класс — 64%, после того, как около 10 лет на 18,5 процента и составлял более 10 лет 81.5%. В целом можно сделать вывод, что в исследовании принимали участие педагоги, долгое время работал в школе и имеют большой опыт работы. Несмотря на все социальные, материальные и моральные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели, большинство из них (54%) в своей профессиональной деятельности я считаю, что работа им «лайк» 45% — «я люблю свою работу», и только 1.6% педагогов считают, что работа учителя им не нравится.

Полученные данные показывают, что 83% классных руководителей практически не по системе воспитательной работы. Большинство обращает внимание только на организации мероприятий: участие в обучении класс и мониторинг результативности и участия — 12%, организовать учащихся класса для участия в значимых недели — 15%, организовать сотрудничество с учителями, работающими в их классе — 73%.

Если ответ на вопрос «Какие формы и методы Вы используете для организации воспитательной работы в классе?» около 83% классных руководителей сказал: организует экскурсии со студентами по литературным и историческим местам Кирова и Российской Федерации (23%), образования (5%), библиотека (11%), пожарная часть (5%), музеи в городе Кирове и Кировской области (41%). 35% учителей класс проведение различных опросов, 16%, интеллектуальные игры и викторины.

Анализ деятельности классных руководителей в организации воспитательной работы в классе, мы обнаружили, что около 5% трасс для всех детей были зарегистрированы в кружки и секции, 15% проводят тематические лекции, КВН и встречи с известными людьми, около 3% класса, учителей и управления в их классе предметам, кружков и клубов, таких как «мир информатики».

Чтобы выяснить, какая школа лидеров думаю, что результаты их работы показали следующие: 29% опрошенных студентов, расширить их кругозор и повысить знания, 5% видят проявление активности, участвуя во всех школьных дел, 11% видят «ребенка любопытство и желание войти в контакт с интересными людьми», 10% за результаты принимают 100% учащихся и ответственное отношение к учебе, 11% студенческих лидеров, результат ее активности называется руководством школы, отметив, что «студенты до окончания школы знают, какие знания им понадобятся в их профессиональной деятельности». Но 23% классных руководителей не считают, что это результат их работы.

Таким образом, подводя итог результатам исследования, можно сказать, что необходимо сформировать систему научно-методического обеспечения деятельности классного руководителя, в который войдут теоретические и методические аспекты.

Что научно-методическое обеспечение системы принципов педагогического труда, соответствующие структуры для развития современного образовательного процесса. Деятельность классного руководителя должно строиться на принципах, ориентированных на личность ученика, который, в частности, принципы гуманистической направленности образования, свободы выбора, обратной связи.

Опираясь на принцип определяет организация, в которую студент получает тему, вот. активность-это значительная личность, он активно участвует в достижении результатов. Кроме того, активность-это не только упражнения, но и творческая деятельность, которая создает и раскрывает личность, творческий, поэтому поиск методов для решения важных практических и учебных задач; коллективное, так как планируется, обсуждается, готовится и выполняется студентами и преподавателем совместно. Деятельность по интересам для детей предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития в мир общественных отношений на основе социально полезных форм самоутверждения. Это особенно важно для молодежи.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, включая право на ошибку, веру в ребенка, терпимость к его слабостям, безусловный отказ от морального и физического насилия в отношении него. Этот принцип требует добровольного участия детей в деятельности, цель — справедливое и осознает, доверие ребенку в выборе средств и методов достижения цели, вера в способности каждого ребенка и его собственной веры в возможность достижения поставленных целей. Этот подход ориентирует педагога на личность ребенка, его внутренний мир, его способности и возможности.

Принцип свободы выбора означает «в каком-либо обучении или контроль действий, где это возможно, обеспечить выбор учащихся. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!» [4] создание ситуаций выбора-одна из особенностей организации учебного процесса в современной школе. Задача школы сегодня-обеспечить возможность для учащегося выбирать свой вкус, исходя из ваших пожеланий, интересов и способностей, участия и сферу деятельности, в внеклассной работе, характер и способы равноправного взаимодействия с другими людьми. Чем больше и разнообразнее выбор, лучше способствует развитию личности ребенка, формировании его как человека, способного социального творчества.

Принцип обратной связи предполагает корректировку учебного процесса на основе технологий система обратной связи [5]. Учитель, используя различные методы и приемы необходимы, чтобы контролировать настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания и т. д. для обеспечения своевременного и умело корректировать свое поведение и отношения в коллективе. Для осуществления обратной связи классного руководителя побуждает подростков к анализу деятельности осуществляется, и стараться избегать сравнений между студентами и дать вам возможность просматривать все, поощряя естественность, стремление к самостоятельности, независимым суждениям. Сущность рефлексии в обучении студентов к самоконтролю, самооценке и саморегуляции в формировании привычки к пониманию жизни.

Принципы позволяют преподавателю класса активно вовлекать студентов в управлении своей команды, организацию совместной деятельности, позволяют каждому ученику проявить себя, почувствовать себя значимым в коллективе, находить возможность участия в жизни класса.

На основе вышеуказанных принципов, следует отметить, методическое обеспечение деятельности классного руководителя в том числе методов и форм воспитательной работы, что осуществляется с помощью функции классного руководителя:

аналитическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей, интересов и способностей учащихся, изучение и анализ взаимоотношений в группах, изучение и анализ образовательных возможностей педагогического коллектива, изучение и анализ образовательного воздействия окружающей среды на развитие учащихся в классе;

образовательная функция включает в себя создание среды разработки, адекватных природе ребенка, обеспечивающей физическое и психическое развитие их задатков и способностей в различных видах деятельности; развитие индивидуальных навыков и умений студентов, посредством их участия в соответствующих видах деятельности; образовательная функция воспитательной работы заключается в выявлении и развитии способностей и интересов детей;

воспитательная функция реализуется за счет интенсификации образования — качественного глубокого образования в определенной области знаний (знания, которые учащиеся получают на уроке), экстенсификация образования, количественное расширение образования (освоение образовательных областей, не предусмотренных школьной программой); доброфест онного обучения — овладеть основами какой-либо профессии;

координация — определение координации всех эффектов, установление взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителей, работающих в классе, психологов, родителей, руководителей, групп и секций;

-компенсаторно — способствовать реализации желания ребенка решить личные проблемы, реализовать потребность для самоутверждения и самоуважения, чтобы компенсировать жизненные проблемы;

-свободное время — реализуется путем удовлетворения потребностей учащихся в содержательном и учебный отпуск, чтобы отдохнуть, надо сменить род деятельности, уйти от жесткой регламентации в семье и школе.

В современной школе учитель должен ориентироваться на приоритет тех или иных методов работы с современными студентами. Они включают дискуссии, игры, конкурентоспособной, творческой, психологической подготовки; консультационные методы воспитательной работы.

Обсуждение методов: дискуссии, дебаты, проблемные беседы, круглого стола и диалога, как и другие методы) наиболее актуальны для современной школы, ведь они позволяют повысить интенсивность и эффективность учебного процесса через активное вовлечение студентов в коллективный поиск истины, форма их рационального, критического мышления у студентов была возможность принять как данность, что люди разные в своих мнениях и убеждениях, и относиться к этому факту как досадной человеческой слабости, а как возможности для обучения» [6]. Цель проведения обсуждение методов могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества и обсуждения. эти методы не часто используются в работе с классным руководителем, потому что обсуждение проблем требует знаний, опыта и методического мастерства. В нашей практике мы активно используем методы обсуждения, организации дискуссий по таким темам, как «значение брак в XXI веке?», «Социальные сети: бегство от реальности или умение общаться?», «Деньги плохой хозяин или хороший слуга?», и т. д. При использовании методов дискуссии, которые наиболее важны для студентов не только получать и усваивать информацию, и в значительной степени саморефлексии и выбрать собственную точку зрения на обсуждаемые вопросы. Учителю важно помнить, что главным действующим лицом в методах дискуссии-это ученик, а учитель выступает в качестве консультанта или посредника, более компетентного, но равноправного участника. Для учителя важно подчеркнуть важность переговорного процесса, для того чтобы избежать оценочных суждений и не давать слишком много веса, чтобы окончательные выводы.

Игры, конкурсные, творческие методы относятся к косвенным методам воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности. В игре образование переходит в самообразование. Это в игре взаимоотношения взрослых и детей. Эти условия являются основой личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Игровые методы включения учащихся в деятельность и общение предполагает, что это индивидуальный подход. Игра это не только развлечение, а особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, стимулирование их деятельности. В игре ребенок играет, «попробовать» еще не используется, некоторые возможности. Это то, что делает игру активной помощи в социализации детей, что дает ему право пробовать и выбирать свои сильные стороны, возможности и интересы. Задача учителя в процессе организации игровой деятельности можно охарактеризовать как: обеспечение дружественной атмосферы общения; «заразил» интересом, азартом, интригой; категорический отказ от оценок, поддержать оригинальные идеи, поддержку, характерный, нетрадиционный стиль выражения. Одним из творческих методов в школьную практику приехали из сериала технологий. Различные шоу-мероприятия требуют соответствующей квалификацией и последовательное обучение организаторов, участников и зрителей. Вы можете воспользоваться опытом знаменитого шоу технологий с педагогическим смыслом, такие как «Университетский вызов», «Минута славы», КВН и т. д. или реализовать ваши собственные идеи. Подготовке и реализации показывает, что есть некоторые общие черты, они могут включать в себя обучение участников, разработка или подбор конкурсных заданий, дизайн комнаты, «сцена», музыка, работа с публикой, держать, шоу, судья, танцевальные и музыкальные программы.

Психологические методы обучения, используемые в школе в первую очередь в работе психологической службы. Но психолог не всегда достаточно для работы всех студентов, и преподавателей класса, чтобы освоить эти формы и методы сотрудничества. Положительное в этом — использование психологических методов в создании условий для самореализации студентов, независимых исследований их методы решения проблемы. Тренинги по развитию творческого мышления, познавательных интересов, уверенности в себе, позволяет участникам получить социальный опыт и определенные способы поведения. Подлинно коммуникативной среды предполагает умение создать благоприятный психологический климат, ситуации успеха: чтобы поощрять детей, чтобы найти доброе слово для каждого ученика, тактично исправлять и помогать. Эти занятия позволяют учителю понять ученика, чтобы понять, что в воспитании студентов, важно не менее, объясняя, уговаривая, лекций, интервью, и многое другое — организовать мероприятия, которые должны были образовать нужные личностные качества и опыт, приобрел соответствующие привычки и навыки, эмоции и переживания, которые способствуют гармонизации внутренней сферы личности субъекта и адекватности его представления о своих собственных [7]. Тренинг профессиональной и образовательной деятельности и в процессе самообразования, которые в молодости может увидеть себя другими глазами, скорректировать свое поведение, создать программу собственного личностного развития.

Консультативные методы используются в качестве методов педагогической поддержки. Личные педагогической поддержки является сотрудничество с учеником, чтобы определить его / ее целей, интересов, возможностей и путей преодоления препятствий в организации собственной жизни. Учитель должен увидеть проблему с точки зрения детей, закрепить в уме методы и аргументы, которые он успешно решают помочь, чтобы увидеть результаты. Суть поддержки заключается в поощрении молодежи к преодолению препятствий, с ориентацией на фактические и потенциальные интересы и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Проблема должна быть выявлена и вообще быть решены с ребенком в косвенном участии взрослых, так что дети становятся объектом их жизни.

В различных формах внеклассной и учебной работы классный руководитель, родители, учителя должны быть не только организаторы, но и участники работают в сотрудничестве и сотворчестве с детьми. На выбор форм деятельности должна основываться на следующих условиях:

-разнообразие форм;

познавательной деятельности (в процессе, учащиеся должны приобрести новые знания, расширить свой кругозор);

эмоциональная окраска, и форма позитивное отношение к процессу интеллектуального труда, учения, ученых, преподавателей, организации бесконфликтного общения;

-индивидуальный подход (нужна помощь, чтобы выбрать такие формы работы, которые студенты будут выполнять с интересом);

-интеграция знаний по различным темам, отражающие различные интересы детей.

В новых социальных условия для организации совместной творческой кафедры в школе осложняется различными проблемами. Первый день в классе есть определенная группа студентов, чьи интересы находятся далеко за пределами обучения. Есть определенная часть студентов, которые имеют потребности и интересы «непонятно», они хотят делать интересные и полезные вещи, но не смогли определить. Во-вторых, сегодня мы видим резкое расхождение между содержанием, которое готово работать с классным руководителем, и те проблемы, которые волнуют студентов. Возможность учителю влиять на этот процесс, и поощрять это происходит только через диалог. Диалог-наиболее подходящая форма для утверждения отношений сотрудничества педагога и студентов. Этот обмен не только информацией, но и инструмент для учебно-вспомогательного, обмен мнениями, связями, опытом. Через диалог учителя класс реализует всю систему учителя стимулов воздействия на учащихся.

Наиболее важной особенностью современного образования является его направленность на подготовку учащихся не только приспосабливаться, но и быть активными в ситуации социальных изменений. Научно-методическое обеспечение деятельности в классе учитель должен определить соответствующие подходы к организации воспитательной работы в соответствии с требованиями новых ФГОС и в условиях современной школы. Основной целью преподавателя является стимулирование внутренней активности учащихся, найти способы включения отдельных учащихся в деятельность, увлечение им интересные перспективы, организации интересных занятий по собственному выбору студентов.

Примечания

1.Семенов в. С. о перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. 2005. За № 9. С. 27.

2.Щуркова Н. е. профессиональное мастерство классного руководителя. М.: Айрис-Пресс, 2007. 160 с.; Ксензова г. Ю. Психолого-педагогические основы образовательной деятельности класса-учитель и преподаватель. Москва: Центр «педагогический поиск», 2004. 224 с.

3.Ксензова Г. Ю. Указ. Соч. с. 146.

4.Гин А. А. приемы педагогической технологии: вопрос выбора. Прозрачность. Деятельности. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. М: мы — возьмем-пресс, 1999. С. 8.

5.Там же С. 9.

6.Кларин М. в. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «эксперимент», 1995. С. 46.

7.Оганесян Н. т. методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Издательство «Ось — 89», 2002. С. 10.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.