Контроль за знаниями студентов вузов станет более объективным, так как в скором времени новая , заставит учащихся подтверждать свои знания не два раза в год, во время очередной сессии, а гораздо чаще.
Учебная программа будет сформирована таким образом, что все дисциплины будут разбиты на модули. Изучив очередной модуль, студенты пройдут проверку знаний и скорей всего, таких контрольных точек будет несколько, только в одном семестре. За прохождение контрольной точки, студент будет получать баллы, или, говоря по-другому кредиты, которые будут напрямую влиять на рейтинг учащегося.
Высокий рейтинг может позволить студенту вообще не появляться на сессии, так как в этом случае оценка выставляется автоматически и это наверное самый большой плюс такого нововведения, но не нужно забывать о том, что от этого самого рейтинга зависят такие вещи как стипендия и отчисление.
Даже в том случае, если студент сдаст сессию на отлично, но при этом будет иметь низкий рейтинг, он вполне может лишиться не только стипендии, но и своего места, так как никакие оценки не спасут от отчисления в том случае, если рейтинг упадет ниже критической отметки.
Уже в этом году в нескольких московских вузах была опробована МРС и в каждом из них система работает по-своему.
— У нас уже несколько лет функционирует балльно-рейтинговая система, — сообщил начальник управления качества образования РГГУ Анатолий Корчинский. — Итоговая оценка за семестр состоит из баллов, набранных студентом в течение всего семестра, и за итоговую аттестацию, которая необязательно сводится к традиционному устному зачету или экзамену. Такая система позволила отказаться от академической сессии как таковой. Переход на новую систему подразумевает пересмотр и обновление всей прежней системы оценивания подготовки студента. Новые технологии не так легко вводятся в практику. Каждый преподаватель должен не просто взять на вооружение готовую схему извне, но перестроить свой курс так, чтобы новые принципы стали ему внутренне присущими. На это требуется много времени и труда. В этом основная проблема, ведь нужно очень быстро реагировать на запросы современности.
По идее, рейтинг студента должен отражать не только знания и посещаемость, но и активность. Если учащийся занят в общественной деятельности вуза, это зачтется ему в прямом смысле слова. Но общих правил вычисления пока нет. Каждый вуз сам определяет формулу расчета рейтинга.
— Сейчас в университете идет работа по введению системы учета общего рейтинга образовательных достижений студента, — говорит Анатолий Корчинский. — Эти данные будут служить основанием для поощрений успевающих студентов. Кредитно-модульная система позволит учитывать не только уровень освоения учебного материала, но и затраченные усилия студента — трудоемкость учебной работы.
Формулы не самые простые. Для того чтобы вычислить рейтинг точно, необходим полный переход на электронную систему. Но общих расчетных программ опять же пока нет. В результате студенты будут знать свой конечный рейтинг, но не смогут отследить сам процесс подсчета. Поэтому еще один плюс МРС — открытость — ставится под сомнение.
Еще одной проблемой при большом количестве контрольных точек может стать то, что нечистые на руку преподаватели, привыкшие пополнять свой бюджет за счет взяток, могут использовать кредитную систему оценивания знаний в своих целях.