фoтo: Aлeксeй Мeринoв
«Дo 1 июля 2018 гoдa, мы прeдлaгaeм тoлькo винo и пивo. Зaтeм, eсли мoнитoринг пoкaзывaeт, чтo инициaтивa будeт успeшнoй, мoжeт рaспрoстрaняться нa всe aлкoгoльныe нaпитки», — скaзaл директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазонов, выступая на заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
По его словам, купить алкоголь через Сеть можно будет только до 11 вечера. И это не покупки, а именно о доставке. То есть, покупатель должен получить товар до 11 вечера. В момент получения напитка посланник анализирует отметки в договоре, таким образом, фиксируя момент доставки.
Кроме того, покупатель должен предъявить паспорт. Заплатить за товар можно с помощью кредитной карты и наличные деньги. Как подчеркивает Сазонов, Росалкогольрегулирование решили ограничить покупки алкоголя через Интернет, наличными.
Как отмечает член торгово-промышленной палаты Анна Вовк, теперь купить спиртные напитки, не выходя из дома, это не проблема. «Большинство торговых сетей, специализированных на продаже алкоголя, готовы принести в ваш дом все, что угодно. Просто чек пробивают в магазине при передаче товара перевозчику, и на сайте магазина и web-витрины. Формально покупка, совершенное курьера в магазин — закон не был нарушен. Да и обход ограничения времени продажи, также, не является новостью. Можно найти подобную схему в «купи зажигалку за 1000 рублей и получи бутылку виски в подарок». Особенности наших законов позволяют найти дыры в законах и обойти все запреты», — отмечает эксперт.
фото: Наталия Губернаторова
Во избежание Министерство финансов намерено контролировать сайты, на которые разрешена торговля спирт. «Если Интернет-торговля будет решена, то возникает справедливый вопрос, как это будет администрироваться. Мы пошли по пути, который мы создаем определенную зону ЕГАИС уникальная государственная автоматизированная информационная система). Имена сайтов в этой зоне может выдавать только Росалкогольрегулирование. Другие веб-сайты, которые за пределами зоны ЕГАИС, через которые будет распространяться алкоголя, будет подвергнут автоматической блокировки», — сказал Сазонов.
Однако, по мнению экспертов, механизм блокировки недобросовестных ресурсов Интернета сложно. Даже если сайт открыли, прежде чем заблокировать его, проходит несколько месяцев. В течение этого времени, продавцы алкоголя создают другие страницы в Интернете, и продолжают спокойно продавать свою продукцию.
Кроме того, по мнению Вовк, «легализация расстояния от продаж, не пропустите рынок с ног на голову, и не изменит в прошлом году тенденция к снижению потребления алкоголя (продажи пива снизились на 3,7%, продажи вина-на 2,3%)». «Основной причиной, по которой снижается потребление алкоголя, отсутствие денег из населения. И самую большую опасность бесконтрольного распространения алкоголя среди подростков. Но статистика говорит нам, что через Интернет алкоголь заказывают более зрелые люди (80% из них старше 25 лет), 54% всех заказов приходится на вино», — считает эксперт.
Вообще у нас на эти «законные» схемы, представляет собой лишь порядка 30-35 млн бутылок в год, это порядка 1% от всех продаж алкоголя. В США, наоборот, доля Интернет-продаж приходится 40 процентов алкоголя. «Так что у нас есть легализации расстояние, продаж не будет иметь значительного влияния ни на цены, ни на расход. Но можно повысить эффективность мониторинга качества продукции», — считает Вовк.