Д. Г. Воскресенье
Термин «совесть» в контексте духовно-нравственного становления личности относится к разряду наиболее значимых в истории любой культуры. Его состояние так велико, что она, по сути, служит своего рода «Золотой ключ» в сфере духовности и морали, связанные с чувствами, сознанием и поведением личности. Но когда мы говорим о такой сложной категории этики, совести, в первую очередь, считает, что качество образования является основной движущей силой в человеческом обществе.
Как вы знаете, духовно-нравственное состояние общества в целом, всегда являлись не только важной и уязвимой составляющей на любом этапе его исторического развития. В общем, есть вопрос совести, а сам процесс образования сознания снова становится весьма актуальной в свете сложности и сложившейся ситуации, а именно необходимость решения нравственного и духовного кризиса.
На наш взгляд, является одной из причин распада духовных и нравственных частью личности забвение на многие прогрессивные образовательные идеи и опыт, которые имеют концептуальное значение. Особенно в классические представления о воспитании совести выдающийся Советский педагог Сухомлинский Василий Александрович, описанный в книге «как воспитать настоящего человека» (1990). Он состоит из 59 инструкции, органически связанных друг с другом по смысловому содержанию и манере изложения. Василий Александрович в своей книге способствует пониманию совести, и посвятил все свое из трех разделов: «совесть-чуткий страж поступков», «что нужно сделать, чтобы совесть была строгой охраны работы», «как развивать чувство совести; как сделать самый мощный Господь работы совести».
В. А. Сухомлинский предстает перед учителями нового поколения, как выдающийся учитель, который сумел довести важность воспитания совести и на основе долгосрочных наблюдений и их анализа, теоретической и практической значимости. Во-первых, очень значительный вклад Василия Александровича в этической науке. Он дает свое определение совести, объяснил суть его составляющие, которые во многом дополняют друг друга весьма значительным, в то же время противоположные точки зрения, существующие в разных областях знаний, философии, социологии и психологии.
Совесть в этой работе выглядит для читателей, которая является наиболее актуальной проблемой, является решающим концептуальных задач нравственного воспитания. Автор считает, что искусство и образование навык совесть зависит от сознательного отношения детей и молодежи к себе, другим и обществу в котором они живут.
Воспитание совести», — писал он, — одна из тончайших сфер процесса формирования духовного мира человека, потому что мы здесь дело с внутренним миром личности, эмоций, мотивов [2, с. 115]. Опираться на это положение, Василий Александрович создал систему дидактических правил, который содержит множество важных для учителя и ученика учения и заповеди, за которым следует основной постулат: «нравственным человеком, вы будете, когда ваша душа всегда будет оставаться совесть, стыд, ответственность и долг» [2, с. 114].
Характерной особенностью характеристики совести в книге «как воспитать настоящего человека» — изложение материала в эмоционально насыщенной устной форме. Он отражает искренняя любовь к Василию Александровичу, стремление проникнуть в их внутренний мир к восприятию тонких особенностей психической жизни. Профессиональная заслуга в. А. Сухомлинского заключается в том, что он сумел создать гуманистическую направленность их педагогической деятельности, помочь ребенку раскрыться.
В первую очередь следует учитывать тот факт, что в. А. Сухомлинского определяет совесть как знание. Он объясняет свою точку зрения, является тот факт, что сознание только тогда они будут полицией поведения, когда человек постоянно практикует свои знания умножения, чтобы испытать это чувство. Важным начальная настройка является знание автором подхода к совести, что, в свою преподавательскую деятельность, чтобы знания давали религиозное значение, это было ни с чем несравнимое духовное богатство, которое приобретается в большей степени в годы детства, отрочества, ранней юности. В. А. Сухомлинский твердо убежден, что культ знаний, освещает своим светом в мире вещи, гарантирует, что это ценности, которые выражают основную сущность человека.
В то же время, Василий предостерегает учителя от начальной школы и не должен быть ограничен знаниями о будущем, и она должна быть гражданской жизни молодого человека сегодня [2, с. 104]. Он смотрел на этот процесс как неотъемлемой частью духовно-нравственного формирования личности. Надо сказать, что в. А. Сухомлинский был одним из немногих учителей, кто возвысил свой голос в защиту нравственных и духовных ценностей народов в годы глубокого сальтации Советского государства.
Последовательно выявить и раскрыть сущность, структуру и динамику проявлений совести, Василий Александрович мастерски ведет учителей к процессу образования, где происходит усвоение личностью нравственных понятий, добросовестное отношение, духовно-нравственные ценности.
В центре внимания в. А. сухом — линского был настолько структурные компоненты совести, как чувство, чувство стыда, ответственности, долга, обязанности, достоинство, честь, красота, которые должны быть сформированы в специальные классы совести. Он утверждает, что для достижения положительного эмоционального состояния очень сложно. Вот это самое главное, — пишет он, — позволить ему быть наедине со своей совестью, для того, чтобы осветить его душу светом добра. Он призывал своих учеников быть ответственными, уметь быть духовно сильным и мужественным, прежде всего, по отношению к самому себе, пробудить его раскаяние, развивать чувствительность к их совести.
В структуре сознания, представляет большой интерес, расположение автора стыда. Василий Александрович дал чувство стыда большое внимание, предполагается внутреннее устройство личности. Развитое чувство стыда. вместе с осведомленностью о личности неадекватное поведение, иногда и осуждения. Такой человек, чтобы решить проблемы и противоречия жизни могут рассчитывать только на себя, на свои принципы, и только на духовные и нравственные.
Умение стыд, и грех, которого он считал великим учителем искусства. В самом деле, Василий Александрович поощрять учителей, чтобы освоить искусство взывает к разуму через тонкий, нежный отделов сердца [2, стр. 117]. Стыд, по определению в. А. Сухомлинского, является возможность добросовестного интересно [там же]. Раскрывая сущность стыда как важная часть совести, Василий Александрович предупредил учителя, что он не должен иметь ничего общего с унижением, оскорблением, насмешками человек [там же].
Сегодня это очень актуально в содержимого поддерживает оригинальный комплект из учения о стыде и стыдливости, сделанного в. А. Сухомлинский:
стыдись пустоты своей души. Больше всего стыдно, что у тебя нет своих святынь, своих неизменных, неоспоримых истин, правил, принципов;
стыдился своей слабости, беспринципности, «бесхребетности»;
сгореть от стыда, если вы чувствуете, что вы коснулись мерзкого червячка, «моя компания»;
жаль, что это их священные места, на их неизменный, неоспоримых истин, правил, принципов;
стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долг, ответственность. Это презренное равнодушие человека, недостойно женщины — матери будущего гражданина;
стыд-это не только видимое зло, но наименьшим риском, которые можно представить как гнусный человек;
стыдиться своей безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств;
стыдиться незнания. Пусть защитит вашу честность всегда вызывает чувство стыда за что-то примитивное, несовершенное в самом себе [2, с. 114-115].
Как видно, учение и руководством в. А. Сухомлинского, написанные в духе пословицы и фразы, и потому они легко воспринимаются и запоминаются. О его безмерной любви к устному народному творчеству он писал академик г. Н. Волков: «так взволнована было отношение города народные пословицы как педагогического миниатюры, что в образцах, он создавал свои афоризмы» [1, с. 283]. Оригинальные и язык изложения материала, точность формулировок, их образы и чувства.
Воспитание совести, по мнению Василия Александровича, вы должны начать с развития тех нравственных принципов, которые должны быть не только учил, но и превратиться в внутренней личное желание. Это причина, почему он дает следующую инструкцию: «как бесценное моральное богатство, которое необходимо беречь этих эмоциональных всплесков, чтобы не оскверняться ими с безразличием» [2, с. 119]. Как подчеркнул в. А. СУ — halinski, моральные знания всегда связаны с моральными ценностями в обществе, с развитием в деятельности и поведении людей. В определенной степени, в. А. Сухомлинский считал, что совесть является своеобразным критерием нравственного поведения личности.
В постановке целей для воспитания совести имеет большое значение для в. А. сухом — линского имел необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей детей. Из-за этого, он пишет, что «даже дети уже не те: кричащий, другие
тихий, причудливый, другой расслабленными и послушными». Его претензии к учителям на индивидуальные и возрастные особенности, тесно связанные с требованием тщательного изучения процесса образования на совесть. Живой пример это собственно лечение Василия Александровича для самих детей: «время от времени вы делаете первые шаги на земле и начинает видеть мир, вы можете установить определенное отношение со стороны старших. Вы очень рано, 6-или 7-летний ребенок, на работу и интеллектуальной жизни». [2, с. 110].
Воспитание совести, мысли в. А. Сухомлинского, вместе с усвоением нравственных понятий начинается с крупиц нравственности основывается на том, что «совесть — чрезвычайно тоненькая, нежная и капризная» [2, с. 119]. Он призывает учителя, чтобы научить детей и подростков управлять своей совестью, держать ее в узде, так это мудрый и благородный радетель действия, поведение всей жизни. Так что указания в. А. Сухомлинского цитирует стихи Н. заболоцкий:
личности, совести, духовного Сухомлинского
Не позволяй душе лениться!
Что в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!..
Не позволяй ей спать в постели
В свете утренней звезды,
Удерживайте натяжной в черном теле
И не взять его под уздцы [там же].
Следует отметить, что выявленные учителем чувств воспитание совести, оправдывать соответствующие примеры из жизни своих подопечных: Феди медведь, Станислава, Юрки. У него сложилось впечатление о важности непрерывного процесса воспитания совести в любые реальные моменты в жизни, главное — не терять времени.
Сюрприз в Василия Александровича, его умение выделить острые проблемы времени и привезти детей на доступный язык. В книге также представлена история жителей из зоны затопления во время строительства Кременчугской ГЭС. Она никого не оставляет равнодушным, особенно тех, которые постигла та же участь: потеря Родины в связи со строительством грандиозных сооружений. Герой рассказа приносит своих детей и внуков, чтобы вернуться на месте старого дома сделать самое важное задание подмести двор. И не оставляйте на сухую веточку или бумажку. На вопрос, почему они это делают, говорит:
Совесть человека должна быть чистой — поэтому мы подметать двор и вывоз мусора. Не пытаясь ловить рыбу, но для себя, чтобы не стыдно себе в душу, чтобы увидеть. [там же, с. 120].
Дано представление о концептуальной значимости его идей и педагогического опыта в современных условиях, мы попытались создать программу под названием «пути совести» в виде тематических (дидактических) единиц и педагогических постулатов. Мы сохранили принцип изложения учения о совести и предметов, расположения материала, которым является логическая завершенность. Программы объединены в 9 тематических групп, и выражается следующим образом:
Совесть как знание. Структурные компоненты сознания. Опыт работы. Чувство. Позор. Ответственность. Долга. Чувство долга. Достоинства. Честь. Красота. Создание справедливых взаимоотношений между близкими людьми.
Постулат: «воспитание совести-одна из самых утонченных сфер духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствования».
голос внутренний. Развитие самой концепции. Самообразование и саморазвитие.
Принцип: «быть честным с собой» [2, с. 118].
Обязанность других людей. Чувство долга, как школа для обучения. Человеческих потребностей — потребность в дорогой, единственный в мире, как человек. Команда является наиболее мощным стимулом самореализации личности.
1.Постулат: «только величие духа понимается обязанность» [2, с. 30].
2.Чувство стыда как неотъемлемое свойство сознательного человека. Скромность как показатель высокоразвитой совестью. Гнев.
3.Постулат: «совесть, но без зубов и прикус» (русская пословица).
4.Моральные принципы: добро и зло, его сущность. Честь и бесчестие, его сущность. Справедливости и несправедливости, его сущность. Нравственная прочность и устойчивость личности.
5.Постулат: «взывать к совести — это, так сказать, верить, доверять».
6.Цель воспитания совести. Желания и амбиции. Самоконтроль и самопроверку действия.
7.Постулат: «действовать согласно велению собственной совести» [2, с. 118].
8.Добро как выражение внутренней мотивации. Создание хорошего. Способность замечать тонкие порывы души.
9.Принцип: развивать чуткость своей совести» [22, стр. 111].
10.De этическая беседа как один из методов для воспитания совести («что такое совесть?», «Что значит жить честно?», «Что значит учиться на совесть?», «Совесть-мать всех добродетелей», и т. д. Опыт совести (чтение литературы, анализа нравственных ситуаций и т. д.).
11.Постулат: «как уникальных людей и уникальные условия, которые наиболее способствуют воспитанию совести».
12.Священна и неприкосновенна в лицо. Моральных и духовных ценностей в истории человеческого общества.
13.Постулат: «воспитывать чистой совести» [2, с. 118].
14.Образцы нравственного величия. Например, в качестве мотива желание стать настоящим человеком.
15.Постулат: «чтобы совесть не пришьешь» (русская пословица).
16.Пути совести. Главная дорога совести: регулирование собственного желания, преодолевать трудности; включение духовных сил на работе; они борются с отношением потребителей к человеку.
Постулат: «ясный путь к своей совести» [2, с. 120].
Основой идеей программы «пути совести», который состоит из 11 пунктов, кажется, гуманистически направленные на общие интересы, совместная деятельность субъектов образования: учителей, детей и их родителей, и общественности. Вот их общее желание проникнуть в глубокий мир человека через определенные пути, которые ведут к моральным законом — совестью. В принципе «расчистить путь к своей совести» — суть всех заповедей, в. А. Сухомлин — ского, изложенную в книге «как воспитать настоящего человека».
В. А. Сухомлинский точно, шаг за шагом раскрывает пути воспитания совести, при этом отдавая дань уважения пример учителя: «Учитель только тогда сеет, разумное, доброе, вечное, когда он смотрит прямо, хорошим и плохим, укрепляет слабые порывы души, мысли, намерения, устремления» [2, с. 112]. Эта Цитата, будучи длиннокрылые, был открыт
В. А. Suhomlinskiy совесть в названии называется «совесть как чуткий страж поступков» [2, с. 110].
В. А. Сухомлинский основное внимание было уделено подготовке учителей и признает их важную роль в воспитании совести. Основы современного образования методы и инструменты, которые были предложены гений педагогики. Все готово Сухомлинский о совести и ее составляющих, это важно для родителей, учащихся и учителей одновременно. Он блестяще показывает уникальную роль учителя учитель, не знающий, профессионально знающие по отношению к внутреннему миру ребенка. Из всех истин, которые составляют чувство совести, стыда, долга, ответственности, — писал он, — с детьми надо говорить тонким, интеллигентным, искренним и особенно важно, это то, чтобы стимулировать и поощрять их, и они апеллируют к собственной совести. И взывать к совести — это, так сказать, верить, доверять.
В книге «как воспитать настоящего человека» представлены результаты как теоретического, так и практического характера, которые могут быть эффективно использованы в духовно-нравственное воспитание учащихся на современном этапе исторического развития российского общества. Проблемы с совестью как никогда актуальна сегодня, и поэтому представляет большой практический интерес, требует надлежащего исследования, отношение.
Примечания
1.Волков г. Н., Петрова т. н., Панькин А. Б. Введение в педагогику. М., 2006. 366с.
2.Сухомлинский в. А. как воспитать настоящего человека / сост. О. В. Sukhomlynska. — М., 1990. 273 с.