УДК 372.853
К вoпрoсу oб испoльзoвaнии нaгляднoсти в прeпoдaвaнии физики
Okinow Н. В., Чугунoвa A. A.
(СКГУ.М.Кoзыбaeв)
Любaя дeятeльнoсть мoжeт быть
или тexнoлoгиeй, или искусствoм.
Искусствo oснoвaнo нa интуиции,
тexнoлoгия нa нaукe. С искусствa всe нaчинaeтся, тexнoлoгиeй зaкaнчивaeтся, пoтoм всe нaчинaлoсь снoвa [1].
(В. П. Бeспaлькo)
Чтoбы рaзвить сaмoстoятeльнoсть и инициaтивнoсть у шкoльникoв, для лучшeгo oбучeния и приoбрeтeния oпрeдeлeнныx нaвыкoв, ни в кoeм случae нeльзя oгрaничивaть учeбный прoцeсс кaкoй-либo oднoй линиeй пoстрoeния и пoдгoтoвки oбучeния. В этoй стaтьe мы xoтим oбрaтить внимaниe нa испoльзoвaниe нaгляднoсти в oбучeнии физикe.
Принцип нaгляднoсти, принцип дидaктичeскoгo прeпoдaвaния, кoтoрaя являeтся oдним из вeдущиx. Eгo нeoбxoдимoсть oбуслoвлeнa диaлeктику пeрexoдa oт чувствeннoгo вoсприятия к aбстрaктнoму мышлeнию в процессе обучения. В соответствии с принципом ясности объяснение базируется на конкретных, непосредственно воспринимаемых учащимися.
В XVII веке впервые в методике преподавания Теоретические основы принципа наглядности обучения дал Ян Амос Коменский, даже если он не использует термин «видимость». В своем известном «золотом правиле» дидактики Я. Коменский дал четкую формулировку принципа наглядности: «…все, что можно представить для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением, слышать — услышать; запахи — обонянием; подлежащее вкусом — вкусу; допустимое потрогать на ощупь. Если какие-то объекты или явления могут быть непосредственно воспринято несколькими чувствами, чтобы дать больше чувств…» [2]. Ясность в понимании Я. а. Коменского стало решающим фактором для обучения.
К. Д. Ушинский не растворяется знания в восприятии визуального обучения. Наглядные пособия являются средством для улучшения умственной деятельности и формирования чувственного образа. То, что чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является, по его мнению, самое главное в обучении, а не просто наглядное пособие [3]. К. Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, развивая различные методы и приемы работы с наглядными пособиями. Он понял, что наглядное обучение способствует правильной передаче мысли ученика от конкретного к абстрактному. Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, осязаемым и интересным, развивает наблюдательность и мышление.
Есть и другая сторона концепции ясности. Он рассматривается как метод обучения. Как показал П. Ф. Каптерев: «…существенным признаком визуальный метод заключается не в иллюстрации общих положений и законов, и в своей простоте, которая выражается в том, что содержание науки была разбита на составляющие части, которые изучаются последовательно от элементов, их комбинаций и сложных устройств…» [4]. В понимании П. Ф. Каптерева, «начальное обучение» четко, по своей природе, явно психологического реагирования на стихийные развитие мышления учащихся. По его мнению, только такой метод Clear, приобретать педагогическую ценность, и другие средства наглядного обучения.
Соответствии с принципом наглядности в процессе обучения физике в средней школе, для облегчения усвоения учебного материала, способствует формированию научных представлений студентов о физических явлениях и процессах, обеспечивает прочные и глубокие знания. Но в течение часа, это не всегда возможно для демонстрации природных объектов и явлений. Каких-то явлений или веществ, которые вредны для здоровья (испарения ртути, радиоактивные вещества), и некоторые объекты слишком большая (космический корабль, шлюзы) или очень маленький (кристаллическая решетка, молекула) Размер. Иногда природные объекты не видны составных частей и их взаимодействия (внутреннего сгорания, гидравлический контакт). Некоторые демонстрации не могли быть выполнены из-за отсутствия необходимого оборудования.
В таких случаях, чтобы обеспечить ясность в преподавании физики обращение к наглядности. Такие выгоды могут быть разделены на две группы:
объемные (модели, коллекции);
самолет (таблицы, плакаты, коллажи, графика, чертежи, письма и рисования на доске). [5].
Хорошо наглядность и ТСО может быть использована на разных этапах урока, но чаще всего при изучении нового материала.
Когда вы используете объемный ясности необходимо указать степень приближения естественных объектов, явлений и процессов, и размер экстента.
Использование существующих моделей (насос, двигатель, подъемный кран, гидравлический пресс и тому подобное), который дает возможность продемонстрировать применение того или иного механизма. В современных моделях используется, как правило, физическое явление, которое «работает» в природный объект.
При использовании установки (атомные электростанции, космического корабля, разреза двигателя внутреннего сгорания, паровые двигатели и т. д.), это принцип соответствующего механизма и взаимодействия его отдельных частей.
Сбор (топливо, синтетические материалы, лампы, проводники и изоляторы, и т. п.), которая призвана расширить кругозор учащихся и познакомить их с различными видами материалов, инструментами и т. д. подходит для использования в качестве раздаточного материала на передней части эксперимент и понаблюдать, если проблема сохраняется.
Важную роль в преподавании физики игры и план наглядные пособия. Среди них важное место занимают таблицы, плакаты и рисунки, диаграммы. Функции подобного рода ясности, с прекрасными возможностями для большей свободы в выборе художником изобразительных средств, и что они всегда готовы к использованию в учебном процессе.
На этом типе ясности, разместить справочный материал, графики зависимости физических величин, схемы фундаментальных опытов, строение приборов и установок, физические явления. Этот вид наглядности целесообразно использовать при изучении нового материала, закреплении и обобщении, с доступом к теме, организации самостоятельной работы студентов.
Чаще всего столы, плакать, чертежи, диаграммы используются, чтобы следовать рассказ или объяснение учителя. Они вывешиваются на доске или на специальных стендах размещены в передней части класса. Также возможна организация постоянной экспозиции этого вида иллюстрации рассматриваемых.
Записи и зарисовки на доске, которые следуют объяснения учителем учебного материала, является эффективным средством, чтобы сосредоточить внимание студентов на основное содержание урока. Используйте заметки и зарисовки на доске в ходе объяснения нового материала позволяет разделить его на более мелкие части с целью выявления наиболее важных, ярких и четко относится к различным моментам презентации.
На доске, желательно исправить:
·план урока;
·чертежи, схемы;
·формулы;
·числовые данные, полученные в результате классных опытов;
·примеры числовых данных из научных и технических приложений;
·решение проблемы;
·краткие сведения об истории физики и техники;
·новые концепции и краткое описание;
·план фронтальных лабораторных работ;
·задания для домашней работы.
Готовясь к уроку, учитель мышления посредством письма и эскизов, которые должны быть выполнены на стол, с точки зрения их содержания, форма, расположение. Запись на доске должна осуществляться таким образом, чтобы они были хорошо видны всем учащимся в одном классе. Основные формулы для уместно подчеркнуть или взять «в кадр».
Чертеж выполняется обычно вручную (иногда желательно использовать линейку и циркуль), с приблизительным соблюдением соразмерности между отдельными частями. Эта цифра должна быть понятной для всех студентов, так это схемы и простым, быстро и просто, чтобы не задерживать ход урока. Рисунок делается по правилам черчения с помощью соответствующих знаков.
При рисовании на уроках физики часто используют-вида прямоугольной проекции в сочетании с вырезать или перемонтировать и пространственная структура. Чтобы проиллюстрировать динамику эксперименты или использовать серию рисунков, которая записывает ход эксперимента, или на этом же рисунке пунктирной линией показано новое расположение рук на инструменты, показатели или части растений.
Рисунки должны быть в сопровождении коротких текстов и объяснений, потому что через некоторое время студент не сможет продолжать в памяти и эскизы значение будет потеряно. Рисунок фиксируется в рабочей тетради ученика и является частью его записи [6].
За то время, в физике классов вместо ясности плакат, широко используются мультимедийные системы.
Компьютер отличается своей универсальностью, спектр его возможностей в этой области сложно переоценить:
·чтобы создать слайд свете, и серии слайдов, легко сменяющих друг друга, чтобы редактировать их;
·использовать различные анимационные эффекты;
·возможность воспроизведения видео и аудио материал.
·создание интерактивной графики, гипертекста.
Демонстрационный материал (слайды) создается с целью обеспечения наглядности при изучении новых материалов для использования в студенческих ответах. Использование анимации для создания машины позволяет нам рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся. [7].
Мультимедийные презентации используются для мониторинга, чтобы продемонстрировать материалы к уроку: чертежи, схемы, методы анализа и т. д. Эти материалы подкрепляют соответствующими звукозаписями, videocodezone, аудио файлов. Готовые презентации заменяет доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся некоторые иллюстрации.
Преподавания физики изменяются, в зависимости от используемого оборудования. И, следовательно, программа обучения компьютеру является актуальной в первую очередь из-за возможности наблюдения (в том числе анимации) таких физических процессов и явлений, которые либо невозможно провести, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.
Опыты с использованием визуального материала, чтобы вызвать интерес учащихся, заставляют работать. Использование наглядности на практических занятиях превращает их в творческий процесс, что позволяет реализовать принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Качество знаний при этом заметно лучше. Работа с мультимедийным проектором экономит время на уроке, оживляет его [8].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что нужно достаточно четко понять, какие основные преимущества ясности и стремится максимизировать, чтобы использовать их. Большое преимущество для повышения качества знаний учащихся.
Литература
видимость школьной физики для обучения
1.Bespal компоненты Гринько в. П. педагогическая технология. — М., 1989.
2.Литвиненко в. Н. задачи на развитие пространственных представлений: молодой. для учителей. — М.: Просвещение, 1991. — 127
3.#»оправдать»>.Берг А. И. применение ЭВМ в учебном процессе //Сборник. научно-методический семинар. — М., 1969. — 3 00 с.
5.Бугаев А. И. Методика преподавания физики. Теоретический фундамент. — М.: Просвещение, 1981.- 288с.
6.Основной метод обучения в физике. / Под редакцией А. в. Перышкина , в. г. Разумовский и А. в. Производитель. — М.: Просвещение, 1983. — 398 с.
7.Лебедев, Б. М. модульная система профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе. Аннотация__автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Санкт — Петербург, 2006.
8.Ричард Райли Фрэнк С. Холлеман III, в г. Линда Робертс. Электронные технологии в образовании.- Государственный план внедрения образовательных технологий», декабрь 2000
Нужна качественная работа без плагиата?