«Формирование экологической грамотности и культуры природопользования учащихся на втором и третьем часть процесса обучения в географии»

Aвтoр: Saranchina СШA

Чeлoвeчeствo oбрeчeнo либo рeзкo измeнить курс, либo пoгибнуть вмeстe с плaнeтoй, кoтoрaя дaлa eму жизнь…

A. Кoрoль

Гeoгрaфичeскaя нaукa сoздaeт услoвия для лучшeгo oпытa прирoдныx и сoциaльныx явлeний. Фoрмирoвaниe экoлoгичeскoй кoмпeтeнтнoсти нeoбxoдимы для oбрaзoвaния нeжнoй прирoды нeсмeтныe бoгaтствa Зeмли, eгo жaждущиx рук, a нe бeзмoзглый пoтрeбитeль, вaрвaрски уничтoжaют уникaльнoe твoрeниe прирoды. Систeмaтичeскoe oсущeствлeниe принципa причиннoсти спoсoбствуeт цeлeнaпрaвлeннoй рaзрaбoткe диaлeктикo-мaтeриaлистичeскoe мирoвoззрeниe учaщиxся, пoмoгaeт рaзвивaть нaвыки в нaучнo-исслeдoвaтeльскoй рaбoтe.

Шкoлa являeтся oснoвным звeнoм в систeмe oбрaзoвaния, гдe дoлжны вoспитывaться люди с твoрчeским мышлeниeм и мoрaлью. Слeдoвaтeльнo, нeoбxoдимo нaйти мeтoды и пути рeшeния прoблeм, пoрoждaeмыx врeмя.

Для рeшeния экoлoгичeскиx прoблeм нaшeгo рeгиoнa пoзвoляeт выявить ряд прoтивoрeчий, сущeствующиx в этoй oблaсти знaний:

·срeди нeгaтивныx пoслeдствий aнтрoпoгeнныx измeнeний oкружaющeй срeды и нeoбxoдимoсть культуры прирoдoпoльзoвaния;

·нeдoстaтoчный урoвeнь экoлoгичeскoй грaмoтнoсти учaщиeся втoрoй и трeтьeй ступeни и трeбoвaниями к пoвышeнию oбрaзoвaтeльнoй прoгрaммoй пo гeoгрaфии;

·мeжду трaдициoнным рeпрoдуктивным oбучeниeм и нeoбxoдимoстью прoблeмнo-исслeдoвaтeльскoгo пoдxoдa к изучeнию гeoгрaфии кaк нaуки o причиннo-слeдствeнныx связяx.

Aнaлиз выявлeнныx прoтивoрeчий пoзвoлил мнe выяснить , чтo прoблeмa с мoeй рaбoты: фoрмирoвaниe культуры прирoдoпoльзoвaния учaщиxся стaршиx клaссoв путeм совершенствования аналитической работы и проблемно-ориентированный подход к изучению окружающей среды.

Работа над этой темой велась в течение трех лет. Выбор был основан на том, что географическая наука создает условия для лучшего опыта природных и социальных явлений. Учащиеся на частных и доступных фактах познают явления в целом. По образному выражению Баранского Н. Н., они смогут увидеть мир в капле воды. Принцип причинности дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому pravilom известного к неизвестному, от близкого к далекому. Чтобы иметь представление о природе, населении и экономике страны, является страной в мире, легче сформировать правильное представление о многих предметах, явлениях и закономерностях географической оболочки Земли.

Я думаю, что главная задача учителя географии-формирование культуры учащихся природопользования, экологического сознания, развитие умений применять эти знания в различных ситуациях.

Опыт показывает, что высокая производительность достигается за счет обучения студентов, когда преподаватель проявляет должную заботу о развитии мышления учащихся и, вооружившись их приемам умственных действий. Таким образом, можно отметить, что между обучением (передачей знаний учащимся) и развитием существует взаимосвязь: чем лучше сформировано возможность для учащихся осуществлять умственные действия, тем легче они будут изучать учебный материал, добиться успеха в освоении методов исследования.

Работу провожу по следующим этапам:

Сцена 1: (Поиск) — анализ проблемы исследования в научной и методической литературе; определены цель, объект, предмет и цели исследования, сформулированы ведущие образовательные идеи исследования; уточнены Теоретические основы развития методической системы по изучению материалов; конкретные методики исследования.

Фаза 2 (исследований) разработана и одобрена методической системы по изучению местного материала направлено на развитие духовного и нравственного потенциала обучающихся, формирование экологической грамотности; проведены работы по диагностике его развития.

3 этап (обобщение) — основные выводы, систематизированы и результаты исследований в форме проектов (с использованием компьютерных технологий) в сфере природопользования, населения и экологии в регионе.

Школьного географического образования учащиеся должны способствовать развитию их духовного и нравственного потенциала. География как учебная дисциплина является единственным школьным предметом для идеологического характера. Она вместе с другими естественными науками обеспечивает студентов с понятием «географический охват», «среда обитания», «биосфера», «ноосфера». Это также единственный предмет, поставить учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.

Все это можно отнести к географии эти темы в школе несет особую ответственность не только за формирование у студентов гуманистического убеждения, воспитания патриотизма и любви к своей Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в мире. Успех в воспитании экологической культуры обеспечивается при условии, что школьники имеют ясное представление об основных положениях экологического риска и экологической опасности.

Первое, что я начал исследовать, то изучение содержания географического образования в современной школе, изложенные в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Я узнал, что в этом документе ослабленной образовательного компонента географического образования. Поэтому для меня было очень важно найти основу для нравственного воспитания личности каждого студента. Этот материал оказался богатый краеведческий материал, который я анализировал в двух аспектах: с маленькая страна (Краснодарский край) и с позиции большой стране (в нашей стране).

Человек живет на земле. Она кормит, одевает, украшает его бытие, рождает стремление к творчеству, искусству, развивать свою духовность, формирует творческую личность. Эта связь означает для нас, его жителей, последствия деятельности человека. Техногенное загрязнение оказывает значительное влияние на здоровье населения, особенно в связи с изменением социально-экономических условий. Поэтому проблема неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на здоровье человека с каждым годом становится все более и более важным. По меткому выражению Жака Кусто: «прежде природа спасает человека, а человек-это страшный персонаж.» В 21. в. первая часть высказывания известного ученого и путешественника вновь становится актуальным, поскольку сейчас человечеству угрожают не только стихийные бедствия, но и экологической катастрофы.

Я использовал коррекция тематического планирования уроков географии более детальное изучение экологии, природопользования и ресурсосбережения. В результате оказалось, что почти каждый урок, который я хотел бы обратить внимание студентов, или проблем маленького государства или большого, что показывает их взаимосвязь: малая родина является частью большой Родины — России, и это, в свою очередь, является частью мира, или мира.

Я уверен, что первичным является все-таки малая родина, так как это делает его возможным для него в привычном месте, а в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов. Однако, при выборе материала ориентироваться на ту, которая раскрывает причину в цепи причинности.

Коренным образом изменили цели и содержание географического образования требует соответствующих изменений в организации образовательного процесса. Профессиональная потребность в выборе таких приемов и форм работы ученика, которые обеспечат каждому индивидуальный путь к успеху, привела меня к разработке модели для преподавания географии. Разработали собственную модель для изучения курса географии, в основе которой лежит проблемно-ориентированный подход к изучению окружающей среды, что позволяет более полно рассмотреть вопрос о взаимосвязи между окружающей средой, обществом и личностью.

Я определил следующие направления работы:

·усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы;

·работа по развитию навыков исследовательской работы, обеспечить обогащение знаний о причинно-следственной связи со студентами;

·формирование навыков обобщения и моделирования последствий вмешательства человека в природу, раскрывает законы причины и следствия поведения;

·изучение наиболее ярких примеров изменения человеком окружающей среды;

Главной особенностью данной модели являются различные мероприятия для студентов. Ее главная:

·усвоение четко заданного примера (технологически построенная репродукция);

·игровая деятельность;

·учебно-поисковой деятельности (поиск и освоение новых знаний, освоения нового опыта) в четырех разновидностей;

·систематический познавательный поиск исследований;

·обсуждение (диалог, общение) деятельности.

Эти виды деятельности различаются на разных этапах изучения географии.

сцена курс начальной географии, 6 класс

учение управления окружающей среды география школьник

На данном этапе основным направлением работы по формированию культуры природопользования является усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы. Необходимо сформировать у студентов базовые представления о земле как единство целого («люди Земли»), который состоит из отдельных частей — оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). На данном этапе, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, для решения проблем географического, самостоятельного приобретения новых знаний.

В результате этой работы учащиеся будут:

·знать и понимать основные географические понятия и термины; различия плана, мира и географических карт, содержанию, объему, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

·уметь выявлять, описывать и объяснять наиболее важные особенности географических объектов и явлений.

·использовать навыки в области картографии и ориентации.

На первом этапе приоритет для этого типа знаний, формирования географических знаний чисто.

Основной вид деятельности студентов на этом этапе является усвоение четко заданного образца (технологически построенная репродукция). Однако, по завершении этого этапа предполагает переход на следующий вид деятельности — научно-исследовательской.

Основные формы работы: урок, экскурсии, полевой Практикум по составлению плана местности, описание природного комплекса.

сценагеография природы, 7-8 классы

На данном этапе считаю необходимым сформировать определенную систему знаний, развить навыки в области исследований, обеспечивающих обогащение знаний о причинно-следственных связей для студентов, развивать навыки активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы).

В результате студенты должны:

·знать и понимать основные взаимосвязи тектонических структур, рельефа и расположения наиболее важных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разным климатическим условиям. Природные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности человека. Сохранение качества окружающей среды.

·уметь сравнивать объекты, процессы и явления, моделировать, прогнозировать, а также конструкции для выявления причинно-следственных связей, анализ физической карты и карт компонентов природы.

·использовать навыки сопоставления и чтения карты, определять географическое положение объекта, используя различные источники знаний.

Основные формы работы-это урок, научно-исследовательской, внеурочной работы по предмету. На втором этапе, предпочтение для формирование навыков работы в сотрудничестве, групповая работа, исследовательская проектная деятельность. Доминирующей деятельности учащихся является систематический познавательный поиск Поиск.

этап — природопользования и Геоэкологии -9, 10, 11 классов

Предполагается, что на данном этапе студенты имеют возможность интегрировать новые знания в их собственных знаний, умение проектировать новые способы решения и представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций.

Основной акцент в работе по формированию культуры экологического менеджмента является моделирование последствий вмешательства человека в природу. Мы изучаем самые яркие примеры изменений в окружающей человека среде, природных особенностей, населения, основных отраслей промышленности, природно-хозяйственных зон и районов. Рассмотреть природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируемые меры по сохранению природы и защите людей от стихийных и техногенных явлений.

На третьем этапе моя главная цель-не только формирование системы географических знаний для выявления экологических проблем на земле и на карте, но также наделяет студентов со способами применения полученных знаний в повседневной жизни для сохранения и улучшения качества окружающей среды

Узнайте больше хочется остановиться на выборе форм и методов обучения. Основной формой построения образовательного процесса география для меня-это урок. Но я представляю себе это как процесс тесного взаимодействия между учителем и учеником, которая освещает события, которые происходят в современном обществе в целом и своего региона в частности, и его цель урока определяется как организатор познавательной деятельности учащихся, их помощник и консультант. Подготовить урок начинается с определения его цели. Определить цели урока, определяют объем и содержание нового материала, который должен быть представлен студентам. Я считаю, что каждый урок должен не только обучать и развивать, но и воспитывать студентов. Нравственное воспитание становится неотъемлемой частью урока, как и обучения и развития. В этой связи, при планировании урока, я могу выбрать такой задачи и тексты, которые содержат информацию о действиях, достижениях и отношениях с людьми. Для выполнения таких задач в классе, учащиеся сначала выполняют задание, затем анализировать этические ситуации встречается в тексте ИЛИ требование задания. Основными формами работы являются обучение в форме пресс-конференций, встреч в Европейском Союзе, отчет о научной экспедиции в зону экологического бедствия, научно-исследовательской работы, внеклассной работы по предмету. На третьем этапе, предпочтение отдается развитию навыков работы с информацией для анализа, моделирования, прогнозирования, взаимодействия, групповой работы, исследовательской проектной деятельности.

Основная деятельность: обсуждения (диалога, общения) деятельности.

Следует отметить, что на каждом этапе изучения географии необходимо использовать краеведческие материалы, так как это способствует активизации мыслительной деятельности студентов. Они учатся сравнивать особенности компонентов природы своего края с компонентами природы зоны, использование краеведческого материала как источника для вопросов и заданий проблемного характера, создание проблемных ситуаций. Местную историю материал будет использоваться в качестве источника для выполнения практических и самостоятельных работ, демонстрация натуральных объектов, моделей, образцов горных пород и минералов, коллекции почв и растений. Написание оригинальных произведений в свойствах объектов, явлений, процессов (доклады, сообщения, альбомы, рефераты, доклады экскурсий, наблюдений), важно изучить предмет, с целью определения взаимосвязи между человеком и природой.

На каждом этапе обучения географии я использую элементы проектной технологии обучения. Метод проектов позволяет учащимся задуматься над теми проблемами, которые должны быть изучены более широко, и использовать окружающую среду вокруг жизни как лаборатории, в которой процесс познания. Исследовательские задания являются логическим продолжением творческих заданий, выполнение которых является теоретическое или экспериментальное исследование проблемы. Их выполнение закрепляет основные знания и умения в форме научных убеждений в сознании учащихся. Творческие задачи формирования познавательных, исследовательских и творческих качеств личности. Это стало ясно после того, как мои мальчики приняли активное участие в школьном конкурсе веб — сайтов «моя малая родина».

С помощью выбранной модели обучения с ориентацией на организацию деятельности студентов с различными источниками знаний. Они приобретают навыки наблюдать, измерять, извлекать информацию из бесед с другим, закреплять полученные знания, результаты экспериментов, приобретение навыков работы в команде. Эта схема дает возможность расширить учебно-воспитательного процесса за пределы школы, на развитие навыков самообразования, анализа, исследования.

При выборе методов и форм обучения обязательно учитывать возраст и психологические особенности учащихся в каждом классе группы: 6-7 школьников преобладает конкретно-образное и наглядно-действенное мышление; с возрастом, развивается словесно-логическое мышление, поэтому я считаю очень важным в своей деятельности, чтобы определить связь между общим и индивидуальным. Она должна быть из одного, конкретного — к обобщенному теоретических знаний в рамках каждого курса («горизонтальные») и с первых курсов географии до последнего курса («вертикаль»), в связи с этим, в 6-7 классах часто использую технологию игровой деятельности. В 8-9 классах при изучении курса «География России» с использованием технологии проблемного обучения, а также продолжить практику использования техники в игре, но здесь используется в деловой (ролевой) игры. Выбор данного направления игр, потому что в подростковом возрасте, возрастает потребность в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие фантазии, воображения, появления естественных групп. Много внимания уделяется экскурсионной работы с локальными объектами природы (парки, скверы) и деятельностью человека (заводы, технические сооружения). В старших классах начинают использовать лекции и семинары-зачетной форме обучения, особенно при изучении темы, которые включают в себя несколько сеансов, и в то же время, вы можете продолжать практиковать использование деловых игр, а в старшем возрасте определяется ориентация личности на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность.

Большое значение для развития нравственных качеств школьников в процессе обучения географии, творческие и исследовательские задачи. Увеличение количества творческих заданий должен быть постепенный процесс: студенты узнали правила выполнения творческих заданий определенного типа, и, следовательно, увеличивает их количество. Однако, увеличение творческих заданий, которые не предполагают отказ от репродуктивных заданий, но их объем должен быть сокращен. Исследовательские задания являются логическим продолжением творческих заданий, выполнение которых является теоретическое или экспериментальное исследование проблемы. Их выполнение закрепляет основные знания и умения в форме научных убеждений в сознании учащихся. Творческие задания формируют когнитивные исследования личности и творческих качеств. При выполнении исследовательских задач, учащиеся создают элементы объективно новых знаний (новых для всех), и когда вы делаете упражнения творческие задачи — элементы субъективно новых знаний (новых для меня).

Я считаю, что одним из основных принципов формирования духовно-нравственного потенциала-это видимость, которая вызвана особенностями восприятия и мышления развитие учащихся. Человек черпает свои знания из внешнего мира через органы чувств, и наглядные пособия служат источником информации для учащихся. Наблюдать экспонаты, самими учащимися или с помощью вопросов, обдумать выводы, делать обобщения и умозаключения, они развивают память, язык и воображение. Демонстрация наглядные пособия сопровождается изложением проблемных вопросов, которые требуют, чтобы студенты анализируют наглядные пособия, или творческие работы. В системе обучения важное значение имеет учебник как Центральный, связывает в системы студентов географического образования. Однако, учебник не может в полной мере решить проблемы развития духовно-нравственного потенциала учащихся и повышения их познавательного интереса. Необходимо применять на уроках различных средств обучения: мультимедиа, технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон), природные объекты и инструменты, изображения и отображения предметов и явлений (модели, макеты, модели, таблицы, карты, картины); книги для учащихся, методические пособия для учителя, электронный учебник «Живая география» (дидактических и методических пособий, справочной и научной литературой).

В настоящее время задача учителя географии-сделать учебный процесс более значимым для ученика, которая является прямой, жизненно важный интерес. Учебный процесс должен отражать реалии дня, и эти события, как и вся страна живет, и не быть, наоборот, изолирован от проблем современной жизни. Такой подход к обучению является общепризнанным в зарубежной школы и получил название «реального» обучения. Я полностью предаю вас и широко использую в своей педагогической практике. Некоторые мои модели позволяет широко использовать этот подход к обучению. Географическая наука делает это возможным для меня, чтобы рассматривать экологические и глобальные проблемы человечества в «хороший-плохой».

По каждой теме, продумать систему дифференцированных и творческих заданий, направленных на анализ деятельности человека, результатов и последствий для окружающей среды. Такие задачи могут быть выполнены на большинство тем, связанных с деятельностью человека. Задания такого рода помогают мне формировать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Для развития нравственных качеств учащихся важность систематической и комплексной работы. Я понимаю, что сил объекта, один учится развивать духовно-нравственной, творческой личности невозможно. В нашей школе эта система, к счастью, что и все учителя, используя их предметом является целенаправленное влияние на развитие физического и нравственного потенциала наших студентов. Вопросы об образовании и сбережения здоровья студентов регулярно обсуждаются на заседаниях педагогического совета школы. Организация внеурочной работы по предмету я работаю в тесном контакте с учителями методического объединения естественно — географического цикла. Это сотрудничество даст положительные результаты в организации предметных недель, научно-практических конференциях, проектной деятельности, повышает интерес к предмету.

Ссылки

1.Balyatinskaya,= ЛН. Приоритет химии и другие загрязнители окружающей среды. (лекция)/. Л. Н. Балятинская, С. В. Sverguzova, Н. Гаркава Н.

.Галеева Н. л. сто приемов для учебного успеха ученика, в географии / Н. л. Галеева, Н. л. Мельничук.- М.: «5 знания», 2006.

.Крестовская, К. А. Магия дикой природы: Открой для себя самые удивительные уголки нашей планеты./ К. А. Крестовская. М.: «Школьная пресса», 2003.

.Сиротин, в. программно-методического И. материалы. География России 8-9 классы. / Мы.- М: Ecopros, 2000.

.Шамова, т. И. Теория и практика развития самостоятельности студентов в учебном процессе./ И Т. Шамова. — М.: Просвещение, 2000.

Нужна качественная работа без плагиата?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.