фoтo: pixabay.com
Фeдeрaльный бюджeт Рoссии в 2018-2020 гoды, прaвитeльствo ужe дoвoльнo грoмкo oкрeстил «бюджeтoм рoстa». Причины для этoгo у финaнсoвыx влaстeй eсть. Нaпoмним, чтo стaбильный рoст вaлoвoгo внутрeннeгo прoдуктa (ВВП) в нaшeй стрaнe, прeкрaтилoсь в 2015 гoду, кoгдa был зaфиксирoвaн спaд экoнoмики нa 3,8%. В 2016 гoду ситуaция измeнилaсь в лучшую сторону, тем не менее, ВВП остался в минусе (-0,2%). В этом году правительство ожидает роста этого показателя на 2,1%, что, в принципе, статус «растущий» мог выиграть и бюджет-2017. Однако, судя по всему, кабинет министров решил предоставить этот «бренд» главного финансового документа страны, что опять, как во времена до кризиса, по оценкам, в течение трех лет.
В 2018 году, как полагает правительство, ВВП России будет расти так же, как в этом году, на 2,1%; в 2019-м, экономический рост должен ускориться до 2,2%, в 2020 году-до 2,3%. До рекордов в середине 2000-х годов, когда ВВП за год вырос на 6% до 8%, еще далеко, но прогресс (по крайней мере, на бумаге) налицо.
Впереди Лондон
Между тем, Россия пока не достигает даже средних темпов роста мировой экономики, что, по прогнозу Международного валютного фонда, должны составить в 2017-м-3%, а в последующие годы ускорить еще сильнее. В то же время, необходимо понимать, что рост мировой экономики (условное мирового ВВП) — это «средняя температура в больнице». Этот рост рядом развивающихся стран, главным образом Китая, ВВП увеличивается от 6 до 7% годовых. В Великобритании, например, темпы роста в ближайшие три года ожидается на уровне 1,5–1,6% в год. Поэтому, когда власти говорят, что бюджет России станет «бюджетом развития», — они правы: не все развитые страны Запада способны показывать такие темпы роста, как в России.
Вдвойне ценно, что правительство уже не на нефтяной фактор в качестве основной движущей силой нашего роста. Кроме того, чиновники надеются, что падение цен на «черное золото»: в 2018 году примерно до $43,8, а к 2020-му — до $42,4 за баррель.
После нефти, и бюджет, ослабеет Российской Федерации и в валюте. Это дешевый доллар, как сейчас, мы не увидим: в 2018 году будет стоить в среднем 64,7 рубля, а к 2020-му может достичь отметки в 68 рублей.
При этом, судя по параметрам государственного бюджета на три года правительство надеется, что дешевую нефть и слабый рубль не подкосят экономику страны. Напротив, министры уверены, что в годы кризиса научился справляться с внешних вызовов и может расти даже в таких неблагоприятных условиях. В частности, инфляция в краткосрочной трехлетку не должно превышать 4% в год. С одной стороны, это означает, что вы держите в исторического минимума, достигнутого в этом году. И, с другой стороны, что мы не угроза дефляции, который недавно был головной болью для центральных банков развитых стран мира.
фото: Иван Скрипалев
В котором растет бюджет
Доходная часть бюджета в 2018 году вырастет на 3,7%. Правда в том, что в 2019-м темпы роста доходов снижаются до 2,4%. По-видимому, еще не влияет на падение цен на нефть. В то время как в 2020 году ситуация на сырьевом рынке, уже не будет препоной для роста доходов, и будут летать до почти 5%.
Доказательством этого, что правительство не делает ставку на нефть и газ, является тот факт, что доля доходов от добывающего сектора в бюджете постепенно снижается. Если в этом году составляет 39%, в 2018-м снизится до 36%, а к 2020 году упадет до 33%.
Рост доходов, не связанных с экспортом углеводородов, будет впечатляющим: в данной статье, в 2018 году увеличится на 9% в 2019 году и 6,1%, а в 2020 г. 5,2%.
Что правительство собирается заменить доходы от экспорта сырья? Видимо, доходов от налогов и иные налоговые ставки, а также экспорт продукции сельскохозяйственного комплекса, машиностроения, оборонной промышленности и химической промышленности.
С налогами все ясно: увеличить или ввести новое состояние будет иметь достаточно быстро. Правда, конечно, после президентских выборов. И под налоговый пресс могут попасть в различных областях. Некоторые налоговые реформы, которые они уже знают. Например, в некоторых регионах России с 1 мая следующего года будут курортные сборы. Также ожидается, что увеличение единого налога на временный доход, который часто применяется к малого бизнеса.
Много говорят о повышении подоходного налога, а также НДС, в которой правительство, по видимости, надеется в первую очередь. Также был поднят вопрос о том, что это необходимо, в противном случае, рассчитывать этот налог для производителей потребительских товаров и розничной торговли, не появится искушение компенсировать потери за счет покупателей.
Есть предложение освободить граждан, которые получают зарплату ниже прожиточного минимума, от уплаты НДФЛ. Этот вопрос уже поднимался в Госдуме.
Идея в том, что в связи с налоговой политикой, государство имеет широкие возможности для маневра: чиновники могут повысить налоги в целом, могут повысить страховые взносы, обязательные для заполнения, а также изменение структуры и системы работы налоговой инспекции.
Что касается возможного увеличения других статей доходов, не связанных с добычей нефти и газа, ситуация более сложная. С одной стороны, российский несырьевой экспорт в первом полугодии 2017 года, увеличилось почти на 19%. На подъеме находится и в сельском хозяйстве. В частности, в 2017 году в России ожидается рекордный в истории урожай зерна — около 130 млн. тонн. Также вырос объем промышленного производства: в январе-сентябре на 1,8%. Конечно, они смотрят на точку зрения статистической обработки предприятия, объемы производства за девять месяцев этого года увеличился на 1%.
С другой стороны, основным препятствием для роста несырьевого экспорта служит неконкурентоспособность многих российских товаров на мировой арене. Она складывается из многих факторов, недостатком ресурсов и финансовых инструментов, высокие административные барьеры, отсутствие условий для иностранных инвестиций, профессиональный менеджмент, проблемы с перевозкой грузов…
Рост доходов, рост производства предполагает существование новых рынков. В России давно действует программа импортозамещения. В сельском хозяйстве и других отраслях оправдано. Но внутренний рынок не резиновый. Наша страна в любом случае, вам придется искать новых партнеров за рубежом, появление которых в значительной степени зависит от снятия санкций Запада.
Правительство верит в доллар
Однако, вернемся к бюджету. Что произойдет с его дефицита и расходов на ближайшие три года? Расходы бюджета будут довольно скромными — в среднем на 1% в год. Их максимальный рост будет в 2020 году, то в первую очередь нужно к укреплению, в этот период дохода. В этом смысле, на 2018-2019 годы, работникам бюджетных организаций, пенсионеров и других мест бюджетных щедрые пожертвования из бюджета ждать не стоит.
Дефицит бюджета, хотя и превратится в хроническую болезнь нашей экономики еще, как минимум, в течение трех лет, но из года в год сокращается. Если в конце 2017-го, прогнозируется дефицит на уровне 2,2% ВВП (скорее всего, на самом деле больше), в 2018 году снизится до 1,4% ВВП. В 2019-2020 годы должно упасть ниже 1% ВВП.
В «бюджет роста» инноваций, которые позволят потратить полученные сверхдоходы от экспорта нефти и газа умнее, чем раньше. В 2018-2020, будет действовать «правило » бюджетной», что означает, что все доходы от экспорта сырья, которые будут выше запланированных (в случае, если цена на нефть превышает предусмотренную в бюджет), будут направляться в резервный фонд. Эти средства пойдут на социальные программы и инвестиции в крупные госпроекты.
Поэтому, если вдруг наступит «черный день», без средств мы не останемся. Важно, что наши власти не ошиблись с прогнозами курса рубля, чтобы не получилось, как в 2016 году, когда из-за укрепления национальной валюты только в январе–августе резервный фонд потерял более 380 миллиардов рублей. Кстати, примерно такая же ситуация повторилась и в начале этого года, поэтому прогноз властей по росту доллара весьма оптимистично.
Выборов не будет?
Считается, что в проекте бюджета, который будет принят в канун парламентских и президентских выборов, как правило, строятся дополнительные статьи расходов, для увеличения сбора голосов правящей партии на выборах. То есть, чем больше государство будет, в бюджете на потребности различных социальных групп, тем больше будет участие и тем выше вероятность победы партии власти или их должностных лиц.
Если вы хотите, аналогичную картину можно увидеть в рассматриваемый документ. Социальных расходов на «бюджет развития» будет расти: в 2018 году — до 4,86 млрд рублей, в 2019-м — до 4,95 миллиардов долларов США в 2020-м — до 5,3 миллиарда долларов. В среднем, в этой статье будет прибавлять по 3% в год, в то время как общие расходы бюджета только 1%. Индексация пенсий пенсионерам в 2018 году не будет, и не работают, как правило, проводятся на уровне инфляции предыдущего года. Однако, если средняя пенсия по старости в России составляет 12,5 тысяч рублей, а при индексации на 4% (прогнозный уровень инфляции в 2017-м) вырастет всего в 500 рублей. Эта сумма будет выплачена в том случае, если ваш поход в продуктовый магазин, так что хватит только на самые необходимые продукты.
Если проанализировать структуру бюджета России на 2018-2020 годы, создается впечатление, что никаких выборов в России не ожидается. Расходы сокращаются, в том числе статьи из обороны, которая считается основной опорой власти. Одни и те же социальные расходы, хотя будет расти достаточно высокими темпами по сравнению с другими расходы, но рост будет «поствыборный период.
Причина? Можно предположить, что власть убеждена в том, что его незыблемом положении и стабильной ситуации в стране. Правительство не обещает избирателям «лет » золото» — нефть по $100, а доллар 60 центов. В то же время, представляя проект бюджета рост» на обсуждение Госдумы, власть показывает, что она может твердо поручиться за то, что будет происходить в ближайшие три года, и вы готовы дать избирателям ответы на широкий круг вопросов относительно перспектив экономики и социальной сферы.
ЭКСПЕРТЫ «МК»
Игорь НИКОЛАЕВ, профессор Высшей школы экономики:
«Проект бюджета на 2018-2020 годы имеет три характеристики — превышение жесткости, избирательный характер и усиление ручного управления. Особое внимание на себя обращает статья расходов в экономике. В частности, в статье «Общеэкономические вопросы». Если в 2017 году, она основана на 19,7 млрд рублей, тогда виден быстрый рост: в 2018 году — 170 миллиардов, а в 2020 году — 422 млн. Общеэкономические вопросы являются расходы на деятельность отдельных поручений президента. Ее объем сопоставим с расходами на образование, и на три года перспективу, то это в 5 раз больше, чем расходы в пространстве, и в 10 раз больше, чем в области физического воспитания. Еще в 2015 году, на эти цели выделяется 1,5 миллиарда рублей. Создание такого рода «оговорка» означает укрепление ручного управления в экономике и не характеризует бюджет как прозрачный. Этот бюджет вряд ли будет в декларированную правительством задачу выйти на рубеже 2018-2020 годы на темпы роста выше мировой — 3,5% ВВП в год».
Александр КНОБЕЛЬ, директор Центра исследований международной торговли РАНХ и ГС:
«О бюджете на 2018-2020 годы можно говорить с умеренный оптимизм. На самом деле оценить участие государства в экономике, и объем расходов на функциональные зоны, не будет раньше, чем в I квартале 2018 года, когда у нас будет бюджет расширенного правительства. В отличие от Федерального бюджета-развивается из региональных бюджетов и внебюджетных фондов. Есть цели нацоборона, нацбезопасность, правоохранительной деятельности, финансируемых только из Федерального бюджета. К образованию, что деньги, потраченные из региональных бюджетов, в здравоохранении — на внебюджетные средства».
Лучше в «МК» — Краткая сумерки бюллетень: подпишитесь на наш канал в Telegram