«Я твoй слугa, я твoй рaбoтник», — в 1978 гoду эти стрoчки, прoизнeсeнныe «мeтaлличeским» гoлoсoм в дикoвиннoй «мexaничeскoй» музыкaльнoй oбрaбoткe, oшeлoмили oдну пятую зeмнoй суши — стрaну СССР. Мeлoмaны, a тaкoвыми былo тoгдa прaктичeски всe мoлoдoe пoкoлeниe стрaны Сoвeтoв, нaпряжeннo вслушивaясь в звуки мaгнитoплeнки с пeрeзaписaнным дeсятки, a тo и сoтни рaз xитoм «из-зa бугрa», нe мoгли пoвeрить своим ушам: модная западная группа вставила в свой хит фразу на русском!
По эффекту воздействия на публику, живущую за железным занавесом, это изящная словесная «виньетка» из другой вселенной оказалась сравнима по воздействию с новостью о полете Гагарина в космос, как собственно и сама «космическая» музыка Kraftwerk, которая взорвала тогда глобальное музыкальное пространство. Возможно, именно поэтому спустя много лет музыканты Kraftwerk настаивали именно на космическом павильоне как локации их первого концерта в в России.
Флориан, в отличие от Ральфа Хюттера, своего основного компаньона по Kraftwerk, принадлежал к той не очень распространенной породе звезд, которые на дух не переносили публичность и все, что с ней связано. Даже новости о смерти музыканта собраны из разных, часто противоречащих друг заявлений.
Есть ссылки на посты в фейсбуке и комментарии друзей Шнайдера, но все это, включая даже дату кончины артиста (в ленты новостей информация о смерти Флориана попала 6 мая) наполнено противоречиями. Сходятся все лишь в том, что музыкант умер от быстро развившейся онкологии, однако дата его смерти до сих пор остается неуточненной.
В истории Kraftwerk тоже немало противоречий и нелогичных поступков.
Одержимые краут-роком (эеспериментальной, психоделической музыкой) студенты Академии художеств в западногерманском Дюссельдорфе Ральф Хюттер и Флориан Шнайдер создали в 1969 году группу Organization, которая пережила всего лишь один альбом. С семидесятого года они записываются как Kraftwerk.
Для того, чтобы создать первую успешную пластинку понадобилось три проходных альбома и четыре года. За это время Ральф и Флориан усердно экспериментировали с электроникой и авангардом, вдохновлялись звуками автострад и в результате появился альбом Autobahn, который встряхнул поп-музыку настолько, что в 1974 г. синтезаторы и драм-машины многие объявили чуть ли не главными инструментами эпохи.
На следующих пяти релизах Ральф, Флориан и другие участники процесса обнародовали все, что и по сей день нужно знать об электронной музыке, включая тот самый хит The Robots с экзотической фразой на русском о «слуге и работнике», вышедший отдельным синглом в 1978 г.
Не менее эпохальные коллективы Depeche Mode, Duran Duran, Pet Shop Boys прибавили к теоремам и аксиомам великих немцев сентиментальные мелодии, сценические понты и британские шуточки, что позволило им стать артистами планетарного масштаба, но никогда не забывали отдать дань признательности «первооткрывателям» из Kraftwerk. Дэвид Боуи посвящал Флориану композиции, Coldplay тоже не стеснялись признаваться в любви.
Возможно, участники Kraftwerk потеряли мешки денег, когда отказались от работы с Майклом Джексоном, но все время старались получать от музыки только удовольствие, работая по схеме “редко, но метко”. Они с немецким хладнокровием несли свою миссию по “конструированию совершенной поп-музыки для племен, населяющих глобальную деревню” — так о них писали критики.
В 2003 году после семнадцатилетнего затишья группа выпустила альбом Tour De France и отправилась в большой тур, вписав в него две российские даты. В Москве случилось нечто весьма странное — немцы дали пресс-конференцию. В прямом смысле. Они не выставили перед журналистами четырех роботов, как это происходило в течении более чем двадцати лет, а вышли сами. Это очень впечатляло. Блеклая одежда, ноль пафоса и мозги, острые, как скальпели.
«Kraftwerk» — полностью автономное создание. По большому счету нам не важны чужие мнения и советы»… «В конце 60-х в музыке преобладали англо-американские настроения — мы же попытались возродить немецкий дух. Нас не устраивали просто концерты, поэтому играли мы в галереях и художественных залах, пытаясь вписать нашу музыку в другое искусство. Так мы и обрели наш уникальный язык, и этот язык — немецкий»… «Группе уже 37 лет. Но нас это не пугает. Хорошая прогулка на велосипеде — и мы еще столько же протянем».
Потом был концерт, на котором под мелодии, рожденные будто на северном полюсе, кипели жаркие рейверские страсти. На вечеринке после шоу интеллигентные немецкие дядечки, вовсе не выглядящие как мировые музыкальные столпы, праотцы целого культового жанра синти-попа, попав в эпицентр столичной клубной жизни, отпускали комплименты красоткам и сетовали на то, что образы роботов лишили их многих гастрольных легкомысленных радостей. А после окончания российской эпопеи музыканты, по слухам довольно долго пытали местных промоутеров на предмет возможных убытков от их концертов и неоднократно предлагали вернуть деньги, потому как за удовольствие, которое они получили от российской публики можно и приплатить.
Kraftwerk вернулись в Россию через четырнадцать лет и уже без Флориана Шнайдера, который окончательно покинул группу в 2008 году. Поговаривали, что магистральные гастроли стали приносить все меньше удовольствия почтенному композитору и он решил сосредоточиться на более камерных проектах. Группа, где от оригинального состава остался лишь Ральф Хюттер, привезла в Москву трехмерное шоу, зрителям раздавали перед концертом диковинные очки для просмотра 3-D сценических инсталляций, а плацдармом для буйства техно и технологий стал помпезный Кремлевский дворец.
О дальнейших планах группы пока ничего не известно. С учетом того, что главному идеологу коллектива уже 73 года, делать точные прогнозы на альбомы и гастроли мало кто берется. Но эта группа умеет удивлять, даже в ситуациях, когда вроде бы все понятно. Помимо всего прочего покойный Флориан и здравствующий Ральф смогли придать немецкому порядку столько спонтанности и сексуальности, что поклонники по-прежнему рассчитывают на сюрпризы.