фoтo: Eвгeний Сeмeнoв
Крaткo нaпoмним, кaк всe нaчинaлoсь. Гoд нaзaд с пoeздки в Мoскву прилeтaл эмир Кaтaрa. Для тoгo, чтoбы увaжить дoрoгoгo гoстя, крeмль, чинoвники рeшили eгo сoкoлa крeчeтa бeлoгo oкрaсa. Ищу сoкoл oбнaружил в сoкoльникa Григoрий Пaвлeнкo. Григoрий, нe oбсуждaeтся, пeрeдaeт крeчeтa для пoтрeбнoстeй стрaны. Тeпeрь, бeлый крaсивый живeт в пoистинe кoрoлeвскиx услoвияx, oн нaзывaeтся Рoссия и сдувaют с ним прoцeдур.
Нe прoшлo и шeсти мeсяцeв пoслe этoй прeкрaснoй истoрии, тaк кaк в дoмe Пaвлeнкo, нa тeрритoрии кoтoрoй и нaxoдится дeтский сaд, вoрвaлись сoтрудник слeдствeннoгo oтдeлa СКР пo Рaмeнскoму oблaсти Aлeксaндр тaлaлaй и сoтрудник ФСБ Евгений Корешков. Визитеры потребовали документы для птиц — хозяин их предоставил. Однако силы безопасности объявили, что скачать птиц, так как подозревают его владельцу в браконьерстве. Бумаги, свидетельствующие о законном происхождении, они оставили для себя, но Григорий выжил копии. 26 соколов, занесенных в Красную Книгу России, загрузил в машину и отвезли в Центр передержки диких животных под Дмитровым. Среди них — родители, братья и сестра кречета, подаренного Президентом эмиру Катара. Хищникам, суждено было сгинуть в безвестности, если сокольник не обратился за помощью в «МК» и пресс не предала этой дикой истории общественности.
***
После публикации «МК» Следственный комитет посыпались вопросы от журналистов. Сначала представители ведомства уверены, что волнения Павленко напрасно, птиц, здоровым и жить как Христа за пазухой. Буквально на следующий день информация меняется — вдруг оказалось, что 12 хищников были убиты. При этом СК снял всю вину за жизнью редких птиц в Центр передержки диких животных Департамента окружающей среды. Эмми, не может обеспечить подходящие условия для содержания.
«МК» сразу же связался с руководством Центра передержки.
— Почему вы написали, что мы хозяина не пускали, не разрешали ему птиц увидел? Да, мы были только «за!», — реагирует на вызов, управляющий Арвидас Яблонскис. — Вы действительно думаете, что мы специально что-то сделали для того, что птицы погибли? Мы просто люди, которые заботятся о животных, мы не можем отказаться принять кого-то, даже если владелец утверждает, что их забрали незаконно.
Между тем святой Григорий утверждает обратное. Через несколько дней после снятия соколова он по телефону описал ситуацию директор Центра для передержки Виталий Ратнеру. В ответ услышала: «обратитесь к тем, кто их забрал. А я сейчас пью чай». Но это общение хозяина с руководством питомника было завершено. Следователи и вовсе ушли в несознанку, только из месяца в месяц, продление сроков расследования.
Смерть 12 соколов сотрудники подтвердили. Вот их версия, что произошло:
— Эти соколову нас доставили в коробках, в августе, я лично участвовал в их приеме, — вспоминает Яблонскис. — Мы показали им клетки, специально оборудованные для хищных птиц — клетки находятся в лесу, вокруг них деревья. Почву предварительно дезинфицируют. Первые два сокола погибли почти сразу, не было дорог.
Все, как и предполагал хозяин — это куры, которые в силу возраста противопоказана резкая смена обстановки. Кроме того, эти птицы — братья на это редко белого кречета, что Владимир Путин подарил эмиру Катара.
Что случилось с остальными десятью? Руководство представило доклад, из которого следует, что соколов умер …от природных катаклизмов. Пернатые так сильно испугались разгула стихии, что отказался от пищи и умерли. В Дмитровском районе действительно, как в ноябре был введен режим чс из ледяного дождя и сильного снегопада, деревья падают, как подкошенные, произошло массовое отключение света. Но ни детские сады, ни в природе соколы от ледяных дождей не умирают, чтобы справиться как-то.
Наиболее Павленко боялся, что птицы могут быть проданы, а также в ценные бумаги сделать, как трупы. Причина для опасения являются: сокола из питомника, где он был воспитан подарок эмиру Катара, это лакомый кусочек для злоумышленников. В личной беседе управляющий позволит журналистам «МК» владельца, чтобы прийти в питомник на следующий день. Правда, через час решение изменилось — проводятся следственные действия, без въезда на территорию питомника, строго запрещено. Как так? В этот момент центр не является местом преступления, потому что пернатые погибли много раньше. Поэтому следственные органы не обладают полномочиями для ограничения доступа представителей средств МАССОВОЙ информации. Так что на следующий день наши коллеги-тележурналисты вместе с Грегори все-таки мы поехали в Дмитров. После переговоров выбросить их на территории, а вот хозяин отказался выпустить категорически. Несмотря на то, что только он может распознавать птиц из своего питомника.
Почему Григорий не разрешено? Потому что, если все было так, как они представлены временные воспитатели, птиц, почему бы не дать возможность владельцу, чтобы убедиться, что по крайней мере остальные хищники содержатся в надлежащих условиях и не угрожает им опасность? Ответ на этот вопрос мы узнали совсем недавно.
***
Начале декабря. Григорий требует от следователя, чтобы ему предоставили трупы, он хочет сличить кольца. Таким образом он хочет показать ему живых птиц, чтобы оценить их состояние. Одновременно с этим сотрудники нескольких детских садов, где Григорий вполне законно становятся аварии, сообщают, что им поступают звонки от людей, представлявшихся сотрудниками следственных органов. Звонившие искатель справка о наличии детских садов птицы, сходные с теми, которые были изъяты из Ковальчук…
Только после 8 дней босс увидел его соколов. И не узнал.
— Некоторые высаживают по одному, они томятся в клетках размером чуть больше клетки для попугаев. Морда и голова были разбиты, перья все стесаны. Эти птицы не могут летать, в лучшем случае, до следующей линьки. А причина этих травм — жесткие решетки и металлический пол. Это неприемлемо, когда содержание соколову, их клетки должны быть или вообще без решетки, закрытый, с потолком из мягкой сетки, или полностью из мягкой сетки.
Другие соколы сидели в клетках больше, но также из неподходящих материалов. Их перья стесаны меньше травм, также являются не столь серьезными, но они есть.
А затем гостей повели осматривать трупы. Одного взгляда достаточно, чтобы убедиться, что версия о смерти от стресса из-за своенравного характера разориться в пух и прах.
В качестве эксперта Павленко пригласить ветеринарного врача Московского зоопарка Александра Томашевского (Кстати, в тот день он дал показания следователю, — прим.- ред.). И сокольник, и орнитолог содрогнулись от увиденного — потому что они показывают… обглоданные останки некогда самых красивых птиц. На их телах отсутствовали целые куски мяса. Характер повреждения, без сомнения, указывая на то, что соколов оголодали до такой степени, что начали поедать друг друга. И нет никакой аномальный дождь ничего нет!
Другие четыре трупа, которые хранятся на Дмитровской ветеринарной станции, не имел аналогичные повреждения. Птицы, судя по их виду, умерли от истощения
— Версия для ледяной дождь — это полный абсурд, — говорит Григорий. — И смотри, какая нестыковка: раз чиновники утверждают, что птицы из-за сильного стресса отказались от пищи, почему они едят друг друга? Как вы себе это представляете?
А два соколову не оказалось ни среди живых, ни среди мертвых. Так следственный комитет неожиданно признался, что без следа исчезли оригиналы документов на птиц Павленко. (Но их копии находятся в распоряжении владельца и редакции «МК». — ред.). Какой-то бермудский треугольник, в котором исчезают редких хищников и ценных бумаг.
Отсутствие соколы вдруг оказались …в Воскресенске. По крайней мере, именно так сказал адвокат Григорий. Уточнения, что именно делают там, и где именно находятся, не последовало. Обещал появится, но прошло месяц, а время для официального приглашения так и не найти.
***
В конце декабря Павленко подал ходатайство в Раменский суд для возврата птиц — юридически является его собственностью и конституционного закона необходимо вернуть владельцу. Судья отклонил под загадочным предлогом: если соколов будет оставить местное место жительства, это позволит предотвратить расследование, которое ведется в отношении гибели птицы. Но, в конце концов, таким образом, выжил хищникам практически подписывает смертный приговор — каждый день пребывания соколы в неподходящих условиях, увеличивает риск смерти. После новогодних праздников, адвокат, представляющий интересы Павленко, подал то же заявление в Мособлсуд.
Также в защиту редких видов птиц стал Мособлпрокуратура. Прокуроры выступили с предложением о возбуждении уголовного дела, отреагировав на ряд публикаций в «МК» и других СМИ. Сотрудники органов изучили материалы и пришли к выводу, что следственные органы нарушили законодательство: не проверять и не признает птиц вещдоком, не установлено порядок их содержания, не рассмотреть возможность того, чтобы оставить их на ответственное хранение хозяину. Кроме того, за эти месяцы, что соколы были в Центре передержки, представители следствия не предприняли никаких шагов, чтобы разобраться, что произошло на самом деле, обрекая пернатых на верную смерть. Даже после поднявшейся шумихи соколы все еще в плену, на просьбу вернуть их в родной питомник Григорий получил отказ. И это уже вызывает не просто недоумение, а убеждение, что круговая порука в органах власти более сильной и более мощной, чем любая реклама. Руководство СК в блюдечке принести имена людей, совершивших незаконное изъятие разжевали все подробно, что произошло, в конце концов, в их распоряжении имеется вся документация по делу о якобы контрабандных соколах. Что мы получаем в конечном итоге? Молчание и попытки переложить вину на плечи сотрудников Центра передержки. Их действия также вызывают много вопросов, а также потрясли сомнения в прозрачности их деятельности. Но это тема для другого материала.
При каждой встрече с сотрудниками ПОСОЛЬСТВА Григорий дал понять, что не стоит того, чтобы его сделать историю на суд общественности. Точно так же, как ему предлагают принять другие соколову, что он начал, чтобы восстановить популяцию. Но тянуть все на тормоза, значит, молча согласиться, что власти могут сделать любое беззаконие — и ничего им за это не будет. И это значит, что когда ты потратишь еще двадцать лет назад в дело своей жизни, нет никакой гарантии, что в один прекрасный день к тебе не придет и не уничтожит все на земле. И это не бандит, не рейдеры, не преступной власти — нет, официальные представители закона и власти, которые, казалось, что статус дает им это право.
«МК» обращается лично к начальнику ГСУ СКР по Московской области генерал-лейтенант юстиции Андрею Маркову. Мы Знаем Вас и многих Ваших сотрудников, как специалистов в своей области, верно сотрудников закона. Убедительно просим вмешаться в эту ситуацию и не допустить, чтобы уникальная коллекция птиц была погублена по прихоти недобросовестных сотрудников силовых структур.