Приветствуя собравшихся в уютном зале, Никас Сафронов признался, что прибыл на свою «первую настоящую выставку» с корабля на бал, поскольку только вернулся с инаугурации губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Художник поблагодарил прессу за активное освещение его жизни и рассказал, что в результате пережитого им потопа в квартире пострадало пятнадцать картин, три из которых невосстановимы.
После небольшого предисловия Сафронов обратился к окружавшим его полотнам. С каждым из них связана яркая история. Например, портрет Сальвадора Дали не просто передает экстравагантность короля сюрреализма, изображенного будто на дне океана вместе с его обитателями, но и отсылает к приятным для Сафронова воспоминаниям, когда он в 1984 году увидел Дали во Франции.
— «Какой смешной человек на той стороне улицы!» — подумал я. А когда узнал, что это Дали, то хотел подбежать к нему, но не получилось, — делится впечатлениями художник, — я не поклонник его творчества, но мне нравится, что он всегда призывал к совершенствованию.
Обратившись следом к портрету Валентина Гафта, представленного в образе гусара, Сафронов отметил, что недавно гостил у выдающегося актера, который перенес инсульт. По словам живописца, Гафт чувствует себя нормально и потихоньку восстанавливается. Художник также подчеркнул, что их связывает долгая дружба, и Валентин Иосифович написал более ста стихов на его картины.
фото: Геннадий Авраменко
Никас Сафронов с Ириной и Эммануилом Виторган.
Однако особую роль в экспозиции играют работы, выполненные в авторском стиле dream vision. Они напоминают произведения импрессионистов, в которых из размытых деталей складывалось общее впечатление и понимание полотна — для каждого зрителя свое. Вот и при взгляде на итальянские сюжеты Сафронова возникает ощущение недосказанности. Изысканные мосты, узкие улочки, редкие прохожие, и всё в причудливой дымке. Для художника, по его словам, было важно передать такое настроение, напоминающее ему туман по дороге из Вены в Венецию.
Впрочем, у каждой картины здесь разное настроение. Например, большой толстый кот, развалившийся на фоне Кремля, символизирует хлебосольство и вальяжность Москвы, отчаянно спотыкающиеся люди где-то близ Лувра — постепенный закат Европы. Обращает на себя внимание и фигура распятого Христа, позади которой мелькают современные небоскребы. Рядом пейзаж деревни, непривычно веселой и в своей скромности очаровательной.
— Не ходите к Бузовой, а смотрите настоящее искусство, — подытожил Сафронов и пригласил журналистов пройти в мультимедийный зал. Тут картины художника оживают на огромной проекции и буквально расплываются по ней, так что кажется, что перед нами книга с красочными иллюстрациями, сменяющими друг друга.
Выставку «Иные миры» Никас Сафронов собирается показать и за рубежом: в Испании и Португалии. Открытие московской экспозиции уже посетили Илья Резник, Анастасия Волочкова, Анатолий Карпов и многие другие звезды, а второго октября, заявил художник, к нему заглянет и Алла Пугачева.
Смотрите фоторепортаж по теме:
Волочкова, Кобзон, Бледанс: Никас Сафронов собрал сливки общества на выставку
25 фото