фoтo: youtube.com
Муфтий Aльбир xaзрaт КРГAНOВ:
— Гeйдaр Джeмaль вeл oчeнь бoльшую oбщeствeнную и прoсвeтитeльскую рaбoту, мнoгo eздил пo рeгиoнaм и зa прeдeлaми Рoссии. Пoслeдняя тaкaя пoeздкa былa в Aлмa-Бaнкoмaтoв, гдe oн ушeл oт нас. Мы, мусульмане, молимся и говорим, что все мы от Всевышнего и к Нему возвращаемся. Пошел очень активный и известный в стране философ и мыслитель, который имеет свои собственные взгляды на актуальные вопросы, волнующие мусульман и все российское общество. Он очень смело полемизировал на эти темы. Часть общества соглашалась с его мнениями, другую часть они вызвали негативные оценки. Но очень важно, что он всегда имел собственное мнение. Это и противоречие с мусульманским духовенством: Джемаль иногда высказывал достаточно спорные тезисы, например — по вопросам суннизма и шиизма или относительно понимания традиционного ислама. Не все, мягко говоря, разделяет его точку зрения, но еще сам пророк Мухаммад благословение Всевышнего говорил, что «когда есть разные мнения — в моей умме-это милость», и вы должны найти правильные решения в споре. То есть спорить в Исламе можно, но при соблюдении норм этикета и правил. Гейдар Джемаль их соблюдать, дает серьезную аргументацию своего мнения, так что к нему вы относитесь с уважением.
Эдуард ЛИМОНОВ:
— Я много лет знал, Джемаля, одно время довольно часто бывал в коммунальной квартире в Мансуровском переулке, не раз пользовался его книги: он дал мне «Революция пророков», я ее прочитал, и она стоит у меня на полке, это — книга крупного мыслителя, из Гейдар я научился лучше биографию пророка Мухаммеда. Дома я встречал известных и уважаемых на Кавказе, ученых, политиков и религиозных лидеров. И с Максимом Шевченко, я там познакомился. Это было что-то вроде неформального интеллектуального клуба. Однако Джемаль никто не взволнован, для ислама, для меня, например, это невозможно на что-то сагитировать, но он многое объясняет следующее. Я посетил несколько его лекций в ОКСФОРДЕ, в свое время были очень модными, на них ходила масса светских людей. Эти лекции были очень интересные и неожиданные. Один раз я с ним ездил в Казань, мы посещали различные мечети, наши известные богословы, Гейдара и на улицах постоянно узнал. Он был в Татарстане очень популярен.
Муфтий Рушан хазрат АББЯСОВ:
— По моей информации, Джемаль находился в Алма-Ате на лечение, но пытался использовать это время и для различных встреч, когда нормально себя чувствовал. Он более известен как философ и политический деятель, чем в качестве религиозного деятеля, так что официальные религиозные структуры часто дистанцировались от его заявления, хотя некоторые рациональные идеи были согласны. Он не согласовывал с духовенством своих лекциях. Но для нас было интересно познакомиться с его мыслями. О книгах его отношении также является расплывчатым, так что духовенство их официально не рецензировало, но, безусловно, читало. Скорее, негативным, или настороженным, и отношение к политической деятельности Джемаля его опыт, чтобы создавать партии по конфессиональному признаку. Мы вне политики во все времена, и считает, что в нашей многонациональной стране создавать партию на основе одной из религий, не совсем уместно. Это означало ли какое-то разделение, а всех нас, в первую очередь объединяет то, что мы — граждане нашей России. Позже был принят и закон, который запрещает в этих странах, мы его поддержали. Ислам дистанцироваться от политики, наши ученые всегда говорил: «Прибегаем к помощи Аллаха, а от наущений шайтана и политики — бережемся». В политике часто меняются ориентиры, а вера — это вечная ценность. Но Джемаль сыграл огромную роль в формировании общественных организаций, которые защищают права и интересы мусульманского населения и способствовать коммуникации с другими неправительственными организациями.